Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Иванова Г.А. КОМАНДНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ «БУДЕМ ДЕЛАТЬ ХОРОШО И НЕ БУДЕМ ПЛОХО»

ЦЕЛЬ: Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию на основе ознакомления с художественной литературой.

ЗАДАЧИ: Расширить и углубить знания детей о правилах хорошего тона. Учить видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять, применять полученные знания в повседневной жизни. Воспитывать любовь и уважение к близким, окружающим людям, умение дружить, приходить на помощь.

Подготовка.

2 телефонных аппарата, 2 картинки, разрезанные на несколько частей. 2 команды: одни – с зелеными ободками на голове, другие – с красными.

Ход мероприятия.

Тема игры «Будем делать хорошо и не будем плохо!» Кто автор этих строк и как называется это произведение? Давайте сейчас поиграем, и выясним, знаете ли вы, как должен вести себя культурный и вежливый человек, какие правила хорошего тона вы знаете? У вас на головах ободки разного цвета. Значит, будет 2 команды, и мы устроим сейчас соревнования. За правильные ответы команда получает по 1 части разрезной картинки. Та команда, которая первая соберет картинку – считается победителем.

1. Этичные и неэтичные поступки

Командам предлагаются по 2 ситуации.

Ситуация: Лена подошла к учительнице и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше, чем вчера! Как поступила Лена?

Ситуация: Мама зовет сына: «Сережа, помоги, пожалуйста, убрать посуду!» «Сейчас»,- отвечает сын. Проходит некоторое время. Мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Сережа, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что мама сама все убрала. «Ну, зачем ты убрала? Я бы сам все сделал немного погодя». Мама ничего не ответила. На что обиделась мама? Этично ли поступил Сережа?

Ситуация: Ксюша, чтобы выполнить домашнее задание, взяла краски брата. Порисовала и положила их на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но ничего не сказал. Кто поступил неэтично?

Ситуация: Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какая блузка у меня, какие красивые туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Катя, этично?

2. Закончи пословицу

Предлагаются пословицы каждой команде по очереди.

Сам погибай … (а товарища выручай)

Старый друг … (лучше новых 2)

Нет друга – ищи, а … (нашел – береги)

Не имей 100 рублей… (а имей 100 друзей)

Все за одного и …(один за всех)

Один в поле… (не воин)

Новых друзей наживай, а…(старых не забывай)

Человек без друзей, как… (птица без крыльев)

За чужим погонишься -..(свое потеряешь)

На чужой каравай … (рот не разевай);

Глупые ссорятся, а …(умные договариваются)

Кто духом пал,..(тот пропал)

Шути да осторожно… ( а то в беду попасть можно)

Такой – сякой Пантелей,.. (а вдвоем веселей)

3. Откуда эти строки?

Даже маленький ребенок,

Не умеющий читать,

Только вылез из пеленок-

Просит книжку почитать.

Назовите название произведений по отрывкам (на усмотрение педагога) Последним дается отрывок из произведения В. Осеевой « Волшебное слово» или Э. Мошковской «Вежливое слово». Какие еще волшебные слова вы знаете?

4. Эстафета «Выложи волшебное слово - пожалуйста»

Дети строятся в 2 колонны. На противоположенной стороне карточки 2 цветов(как ободки) с буквами. Дети по очереди приносят по 1 (любой) карточке нужного цвета. После того, как все буквы будут перенесены, команда составляет слово.

5. Составление рассказа по картинкам с развивающим сюжетом

Дети расставляют картинки в нужном порядке, затем составляют рассказ. (можно предложить детям рассказать о своей версии решения данной ситуации)

6. Правила хорошего тона

Педагог читает по очереди командам 2 стихотворения «Детский сад в театре» и «Пропустите бегемота». Дети называют правила поведения в театре и транспорте.

Правила поведения в театре:

- Приходите за несколько минут до начала представления;

- Не ешьте, не шуршите фантиками во время представления;

- Проходите, поворачиваясь лицом, а не спиной к уже сидящим людям;

- Не разговаривайте во время спектакля.

Правила поведения в транспорте:

- Уступайте места пожилым людям, инвалидам и маленьким детям;

- Не бегайте по салону и не кричите. Не стучите ногами по сиденью, которое перед вами;

- Не нажимайте на незнакомые рычаги и кнопки;

- Не толпитесь у дверей. Перед тем, как войти, сначала пропустите людей, которые выходят.

7. Игра «Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно в своем уголке?

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

С тобой никогда, ни за что не поделится?

Имя ему подходящее дадено:

Даже не имя, а прозвище жадина!

2 ребенка по сигналу начинают собирать в руки мягкие игрушки.

Кто больше наберет - тот выиграл.

8. Театрализаванное задание «Можно и нельзя»

Предложить детям придумать и обыграть 2 ситуации, как нужно вести себя вести в обществе или наоборот. (Детям дается время на подготовку. В это время проводится игра с остальными)

Общая игра в круге «Мы в гостях». Дети под музыку передают по кругу платочек, или игрушку. Музыка останавливается. Тот, у кого в руках оказался платочек, называет любое правило поведения в гостях. (Эта игра не оценивается)

9. Выбери правильный ответ.

Вы в гостях у друга. Он случайно разбивает вазу. Вы:

- поможете другу спрятать осколки,

- посоветуете сразу признаться

- признаетесь вместе с другом, разделив вину пополам?

Вы пришли на спектакль, он вам не нравится. Вы:

- сразу уйдете

- будете ждать окончания спектакля

- поступите по-другому?

Вы отправились с братишкой на прогулку. На улице холодно. Он потерял свои варежки. Вы:

- пойдете быстро домой,

- будете искать его рукавички вместе

- отдадите ему свои?

Вы взяли у друга почитать книгу и случайно порвали ее. Вы:

- будите тянуть время не возвращая книгу, надеясь, что друг про нее забудет.

- попросите маму купить новую;

- почините и вернете.

10. Игра «У меня зазвонил телефон»

Через поле и лесок

Подается голосок

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там.

Существуют правила этикета при телефонных разговорах.

К одному из телефонов подходит кто-нибудь из команды, у второго - ведущий.

Ситуация: Звонок в поликлинику. Вам нужно узнать часы приема вашего участкового педиатра.

Ситуация: Друга нет дома, а вам нужно передать ему, что завтра вместо физкультуры будет урок математики.

Конец мероприятия.

Предложить командам собрать свои картинки. Подведение итогов. Раздача призов. Педагогический эксперимент: выигравшей команде вручить по 2 мелкие игрушки или конфеты. Как вы поступите с подарками?

Примечание.

Мероприятие можно провести с учениками начальной школы, как внеклассное мероприятие или как развлечение в группе продленного дня. Общую игру №8 можно не проводить, все зависит от времени, или проводить ее последней, когда подводятся итоги.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. «Об улыбке, букве я, словах надо и нельзя» - Пермь: ПГПИ. 1992.-56с., ил.

2. Дорофеева А., Дорофеев Ю. «Я хочу учиться!» - М.: Мозаика-синтез,2011.-120с., ил.

3. Крайнева И.Н.-СПб: «Кристалл» «В часы досуга», 1996.-554с, ил.

4. Михайлова Л.С. «Как подготовить ребенка к школе»- Издательство «Братья Гринины»,1997- 64с., ил.

5. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» - М.:ВЛАДОС, 2001.- 80с.

6. Федосова Н.А., Плещеев А.А. и др. «Подготовка к школе»- М.: Просвещение, 2004 – 64с.

7. Усачев А.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Правила дорожного движения и уважения» - М.: Олма – Пресс Экслибрис, 2002-60 с. ил.

Сведения об авторе

Иванова Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков" Советского района г. Казани, Россия, г. Казань.