ЦЕЛЬ: Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию на основе ознакомления с художественной литературой.
ЗАДАЧИ: Расширить и углубить знания детей о правилах хорошего тона. Учить видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять, применять полученные знания в повседневной жизни. Воспитывать любовь и уважение к близким, окружающим людям, умение дружить, приходить на помощь.
Подготовка.
2 телефонных аппарата, 2 картинки, разрезанные на несколько частей. 2 команды: одни – с зелеными ободками на голове, другие – с красными.
Ход мероприятия.
Тема игры «Будем делать хорошо и не будем плохо!» Кто автор этих строк и как называется это произведение? Давайте сейчас поиграем, и выясним, знаете ли вы, как должен вести себя культурный и вежливый человек, какие правила хорошего тона вы знаете? У вас на головах ободки разного цвета. Значит, будет 2 команды, и мы устроим сейчас соревнования. За правильные ответы команда получает по 1 части разрезной картинки. Та команда, которая первая соберет картинку – считается победителем.
1. Этичные и неэтичные поступки
Командам предлагаются по 2 ситуации.
Ситуация: Лена подошла к учительнице и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше, чем вчера! Как поступила Лена?
Ситуация: Мама зовет сына: «Сережа, помоги, пожалуйста, убрать посуду!» «Сейчас»,- отвечает сын. Проходит некоторое время. Мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Сережа, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что мама сама все убрала. «Ну, зачем ты убрала? Я бы сам все сделал немного погодя». Мама ничего не ответила. На что обиделась мама? Этично ли поступил Сережа?
Ситуация: Ксюша, чтобы выполнить домашнее задание, взяла краски брата. Порисовала и положила их на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но ничего не сказал. Кто поступил неэтично?
Ситуация: Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какая блузка у меня, какие красивые туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Катя, этично?
2. Закончи пословицу
Предлагаются пословицы каждой команде по очереди.
Сам погибай … (а товарища выручай)
Старый друг … (лучше новых 2)
Нет друга – ищи, а … (нашел – береги)
Не имей 100 рублей… (а имей 100 друзей)
Все за одного и …(один за всех)
Один в поле… (не воин)
Новых друзей наживай, а…(старых не забывай)
Человек без друзей, как… (птица без крыльев)
За чужим погонишься -..(свое потеряешь)
На чужой каравай … (рот не разевай);
Глупые ссорятся, а …(умные договариваются)
Кто духом пал,..(тот пропал)
Шути да осторожно… ( а то в беду попасть можно)
Такой – сякой Пантелей,.. (а вдвоем веселей)
3. Откуда эти строки?
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок-
Просит книжку почитать.
Назовите название произведений по отрывкам (на усмотрение педагога) Последним дается отрывок из произведения В. Осеевой « Волшебное слово» или Э. Мошковской «Вежливое слово». Какие еще волшебные слова вы знаете?
4. Эстафета «Выложи волшебное слово - пожалуйста»
Дети строятся в 2 колонны. На противоположенной стороне карточки 2 цветов(как ободки) с буквами. Дети по очереди приносят по 1 (любой) карточке нужного цвета. После того, как все буквы будут перенесены, команда составляет слово.
5. Составление рассказа по картинкам с развивающим сюжетом
Дети расставляют картинки в нужном порядке, затем составляют рассказ. (можно предложить детям рассказать о своей версии решения данной ситуации)
6. Правила хорошего тона
Педагог читает по очереди командам 2 стихотворения «Детский сад в театре» и «Пропустите бегемота». Дети называют правила поведения в театре и транспорте.
Правила поведения в театре:
- Приходите за несколько минут до начала представления;
- Не ешьте, не шуршите фантиками во время представления;
- Проходите, поворачиваясь лицом, а не спиной к уже сидящим людям;
- Не разговаривайте во время спектакля.
Правила поведения в транспорте:
- Уступайте места пожилым людям, инвалидам и маленьким детям;
- Не бегайте по салону и не кричите. Не стучите ногами по сиденью, которое перед вами;
- Не нажимайте на незнакомые рычаги и кнопки;
- Не толпитесь у дверей. Перед тем, как войти, сначала пропустите людей, которые выходят.
7. Игра «Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно в своем уголке?
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
С тобой никогда, ни за что не поделится?
Имя ему подходящее дадено:
Даже не имя, а прозвище жадина!
2 ребенка по сигналу начинают собирать в руки мягкие игрушки.
Кто больше наберет - тот выиграл.
8. Театрализаванное задание «Можно и нельзя»
Предложить детям придумать и обыграть 2 ситуации, как нужно вести себя вести в обществе или наоборот. (Детям дается время на подготовку. В это время проводится игра с остальными)
Общая игра в круге «Мы в гостях». Дети под музыку передают по кругу платочек, или игрушку. Музыка останавливается. Тот, у кого в руках оказался платочек, называет любое правило поведения в гостях. (Эта игра не оценивается)
9. Выбери правильный ответ.
Вы в гостях у друга. Он случайно разбивает вазу. Вы:
- поможете другу спрятать осколки,
- посоветуете сразу признаться
- признаетесь вместе с другом, разделив вину пополам?
Вы пришли на спектакль, он вам не нравится. Вы:
- сразу уйдете
- будете ждать окончания спектакля
- поступите по-другому?
Вы отправились с братишкой на прогулку. На улице холодно. Он потерял свои варежки. Вы:
- пойдете быстро домой,
- будете искать его рукавички вместе
- отдадите ему свои?
Вы взяли у друга почитать книгу и случайно порвали ее. Вы:
- будите тянуть время не возвращая книгу, надеясь, что друг про нее забудет.
- попросите маму купить новую;
- почините и вернете.
10. Игра «У меня зазвонил телефон»
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь, а слышно там.
Существуют правила этикета при телефонных разговорах.
К одному из телефонов подходит кто-нибудь из команды, у второго - ведущий.
Ситуация: Звонок в поликлинику. Вам нужно узнать часы приема вашего участкового педиатра.
Ситуация: Друга нет дома, а вам нужно передать ему, что завтра вместо физкультуры будет урок математики.
Конец мероприятия.
Предложить командам собрать свои картинки. Подведение итогов. Раздача призов. Педагогический эксперимент: выигравшей команде вручить по 2 мелкие игрушки или конфеты. Как вы поступите с подарками?
Примечание.
Мероприятие можно провести с учениками начальной школы, как внеклассное мероприятие или как развлечение в группе продленного дня. Общую игру №8 можно не проводить, все зависит от времени, или проводить ее последней, когда подводятся итоги.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. «Об улыбке, букве я, словах надо и нельзя» - Пермь: ПГПИ. 1992.-56с., ил.
2. Дорофеева А., Дорофеев Ю. «Я хочу учиться!» - М.: Мозаика-синтез,2011.-120с., ил.
3. Крайнева И.Н.-СПб: «Кристалл» «В часы досуга», 1996.-554с, ил.
4. Михайлова Л.С. «Как подготовить ребенка к школе»- Издательство «Братья Гринины»,1997- 64с., ил.
5. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» - М.:ВЛАДОС, 2001.- 80с.
6. Федосова Н.А., Плещеев А.А. и др. «Подготовка к школе»- М.: Просвещение, 2004 – 64с.
7. Усачев А.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Правила дорожного движения и уважения» - М.: Олма – Пресс Экслибрис, 2002-60 с. ил.
Сведения об авторе
Иванова Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков" Советского района г. Казани, Россия, г. Казань.
ЗАДАЧИ: Расширить и углубить знания детей о правилах хорошего тона. Учить видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять, применять полученные знания в повседневной жизни. Воспитывать любовь и уважение к близким, окружающим людям, умение дружить, приходить на помощь.
Подготовка.
2 телефонных аппарата, 2 картинки, разрезанные на несколько частей. 2 команды: одни – с зелеными ободками на голове, другие – с красными.
Ход мероприятия.
Тема игры «Будем делать хорошо и не будем плохо!» Кто автор этих строк и как называется это произведение? Давайте сейчас поиграем, и выясним, знаете ли вы, как должен вести себя культурный и вежливый человек, какие правила хорошего тона вы знаете? У вас на головах ободки разного цвета. Значит, будет 2 команды, и мы устроим сейчас соревнования. За правильные ответы команда получает по 1 части разрезной картинки. Та команда, которая первая соберет картинку – считается победителем.
1. Этичные и неэтичные поступки
Командам предлагаются по 2 ситуации.
Ситуация: Лена подошла к учительнице и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше, чем вчера! Как поступила Лена?
Ситуация: Мама зовет сына: «Сережа, помоги, пожалуйста, убрать посуду!» «Сейчас»,- отвечает сын. Проходит некоторое время. Мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Сережа, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что мама сама все убрала. «Ну, зачем ты убрала? Я бы сам все сделал немного погодя». Мама ничего не ответила. На что обиделась мама? Этично ли поступил Сережа?
Ситуация: Ксюша, чтобы выполнить домашнее задание, взяла краски брата. Порисовала и положила их на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но ничего не сказал. Кто поступил неэтично?
Ситуация: Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какая блузка у меня, какие красивые туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Катя, этично?
2. Закончи пословицу
Предлагаются пословицы каждой команде по очереди.
Сам погибай … (а товарища выручай)
Старый друг … (лучше новых 2)
Нет друга – ищи, а … (нашел – береги)
Не имей 100 рублей… (а имей 100 друзей)
Все за одного и …(один за всех)
Один в поле… (не воин)
Новых друзей наживай, а…(старых не забывай)
Человек без друзей, как… (птица без крыльев)
За чужим погонишься -..(свое потеряешь)
На чужой каравай … (рот не разевай);
Глупые ссорятся, а …(умные договариваются)
Кто духом пал,..(тот пропал)
Шути да осторожно… ( а то в беду попасть можно)
Такой – сякой Пантелей,.. (а вдвоем веселей)
3. Откуда эти строки?
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок-
Просит книжку почитать.
Назовите название произведений по отрывкам (на усмотрение педагога) Последним дается отрывок из произведения В. Осеевой « Волшебное слово» или Э. Мошковской «Вежливое слово». Какие еще волшебные слова вы знаете?
4. Эстафета «Выложи волшебное слово - пожалуйста»
Дети строятся в 2 колонны. На противоположенной стороне карточки 2 цветов(как ободки) с буквами. Дети по очереди приносят по 1 (любой) карточке нужного цвета. После того, как все буквы будут перенесены, команда составляет слово.
5. Составление рассказа по картинкам с развивающим сюжетом
Дети расставляют картинки в нужном порядке, затем составляют рассказ. (можно предложить детям рассказать о своей версии решения данной ситуации)
6. Правила хорошего тона
Педагог читает по очереди командам 2 стихотворения «Детский сад в театре» и «Пропустите бегемота». Дети называют правила поведения в театре и транспорте.
Правила поведения в театре:
- Приходите за несколько минут до начала представления;
- Не ешьте, не шуршите фантиками во время представления;
- Проходите, поворачиваясь лицом, а не спиной к уже сидящим людям;
- Не разговаривайте во время спектакля.
Правила поведения в транспорте:
- Уступайте места пожилым людям, инвалидам и маленьким детям;
- Не бегайте по салону и не кричите. Не стучите ногами по сиденью, которое перед вами;
- Не нажимайте на незнакомые рычаги и кнопки;
- Не толпитесь у дверей. Перед тем, как войти, сначала пропустите людей, которые выходят.
7. Игра «Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно в своем уголке?
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
С тобой никогда, ни за что не поделится?
Имя ему подходящее дадено:
Даже не имя, а прозвище жадина!
2 ребенка по сигналу начинают собирать в руки мягкие игрушки.
Кто больше наберет - тот выиграл.
8. Театрализаванное задание «Можно и нельзя»
Предложить детям придумать и обыграть 2 ситуации, как нужно вести себя вести в обществе или наоборот. (Детям дается время на подготовку. В это время проводится игра с остальными)
Общая игра в круге «Мы в гостях». Дети под музыку передают по кругу платочек, или игрушку. Музыка останавливается. Тот, у кого в руках оказался платочек, называет любое правило поведения в гостях. (Эта игра не оценивается)
9. Выбери правильный ответ.
Вы в гостях у друга. Он случайно разбивает вазу. Вы:
- поможете другу спрятать осколки,
- посоветуете сразу признаться
- признаетесь вместе с другом, разделив вину пополам?
Вы пришли на спектакль, он вам не нравится. Вы:
- сразу уйдете
- будете ждать окончания спектакля
- поступите по-другому?
Вы отправились с братишкой на прогулку. На улице холодно. Он потерял свои варежки. Вы:
- пойдете быстро домой,
- будете искать его рукавички вместе
- отдадите ему свои?
Вы взяли у друга почитать книгу и случайно порвали ее. Вы:
- будите тянуть время не возвращая книгу, надеясь, что друг про нее забудет.
- попросите маму купить новую;
- почините и вернете.
10. Игра «У меня зазвонил телефон»
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь, а слышно там.
Существуют правила этикета при телефонных разговорах.
К одному из телефонов подходит кто-нибудь из команды, у второго - ведущий.
Ситуация: Звонок в поликлинику. Вам нужно узнать часы приема вашего участкового педиатра.
Ситуация: Друга нет дома, а вам нужно передать ему, что завтра вместо физкультуры будет урок математики.
Конец мероприятия.
Предложить командам собрать свои картинки. Подведение итогов. Раздача призов. Педагогический эксперимент: выигравшей команде вручить по 2 мелкие игрушки или конфеты. Как вы поступите с подарками?
Примечание.
Мероприятие можно провести с учениками начальной школы, как внеклассное мероприятие или как развлечение в группе продленного дня. Общую игру №8 можно не проводить, все зависит от времени, или проводить ее последней, когда подводятся итоги.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. «Об улыбке, букве я, словах надо и нельзя» - Пермь: ПГПИ. 1992.-56с., ил.
2. Дорофеева А., Дорофеев Ю. «Я хочу учиться!» - М.: Мозаика-синтез,2011.-120с., ил.
3. Крайнева И.Н.-СПб: «Кристалл» «В часы досуга», 1996.-554с, ил.
4. Михайлова Л.С. «Как подготовить ребенка к школе»- Издательство «Братья Гринины»,1997- 64с., ил.
5. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» - М.:ВЛАДОС, 2001.- 80с.
6. Федосова Н.А., Плещеев А.А. и др. «Подготовка к школе»- М.: Просвещение, 2004 – 64с.
7. Усачев А.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Правила дорожного движения и уважения» - М.: Олма – Пресс Экслибрис, 2002-60 с. ил.
Сведения об авторе
Иванова Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков" Советского района г. Казани, Россия, г. Казань.