Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Паламарчук Е.В., Паламарчук Г.А. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Паламарчук Е.В., Паламарчук Г.А. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.



Аннотация: в жизни каждого ребенка рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?» «Сколько я буду зарабатывать?». Ребёнок «перебирает» все специальности, с которыми он сталкивается в жизни: учитель, продавец, парикмахер, библиотекарь, редактор, экскурсовод, врач, водитель. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать уже в начальной школе. В статье исследуется, анализируется, как заглянуть ребёнку в загадочный мир взрослых профессий, узнать о профессиях будущего на любом учебном предмете и во внеурочное время.

Ключевые слова: профессиональная самоориентация, профессиональное портфолио, финансовая грамотность.

Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего общается (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе.

Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с 1 класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.

При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги, классные часы и так далее).

Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классы: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека, детализировать базовые понятия о разных профессиях, предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к людям, ко всем профессиям без исключения;

2. Формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности;

3. Приучать выполнять свою работу качественно;

4. Развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час, экскурсия, беседа, проект, конкурс, игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты.

Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника.

Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе: «Какие врачи нам помогают?», «Моя мама учитель».

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают – всё это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.

Чем больше профессий знает младший школьник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Для наглядности приведу несколько примеров.

Математика. Задачи

Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения.

Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее).

Окружающий мир

Проект «Наши защитники», «Мой папа в армии».

«Профессия-военный» (рис. 1)



Рис. 1. Паламарчук Глеб, 13 лет

«Профессия-космонавт» (рис. 2)



Рис. 2 Паламарчук Глеб, 13 лет

Также можно предложить подготовить рассказы о профессиях: военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских, а также о людях, обслуживающих газовые коммуникации и лифты многоквартирных домов,

Проект «Таланты и знаменитости», задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее).

Классные часы:

Тема «Наш край». Рассказать, кем можно работать в своем населенном пункте.

Тема «Хозяйство человека». Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие).

Тема «Откуда берется хлеб?» Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, пекари, упаковщики и так далее).

Тема «Дерево в жизни человека» Рассказ ученикам о разнообразии профессий в лесном хозяйстве (лесничий, егерь, инженер, лесоруб, лесозаготовитель, сортировщик древесины и прочие).

Тема «Счастливого пути!» Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД.

Тема «Виды промышленности». Знакомство школьников с разными отраслями промышленности (машиностроительная, добывающая, электроэнергетическая, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая.

Русский язык.

Изучение частей речи. Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее).

Изучение словарных слов. В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) можно попутно знакомить детей с разными видами деятельности.

Изобразительное искусство.

Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре. Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.

Технология.

Темы, посвященные профессиям: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента.

Внеурочные занятия и мероприятия, внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно.

Особенно ученикам нравятся такие мероприятия:

1. Классный час «Кем работают мои родители?»,

2. Коллективная дискуссия «Кем быть?»;

3. Мини-спектакль «Хлеб в нашем доме»;

4. Встреча с родителями учеников «Моя мама врач», (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы);

5. Конкурсы рисунков: «Профессии папы и мамы»

6. Конкурс поделок: «Мой дед – мастер на все руки», «Моя бабушка – рукодельница»

7. «Ярмарка профессий»

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Для профессиональной ориентации младших школьников лучше всего использовать такие ролевые игры:

1. «Продавец-консультант» (на математике);

2. «Экскурсовод» (на окружающем мире);

3. «Редактор» (на русском языке);

4. «Библиотекарь» (на литературном чтении).

Особенно нравится игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя.

За неделю до Дня учителя проходит голосование, в результате которого учащиеся выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания.

Отдельного внимания заслуживает целый класс игра «Угадай профессию», которую можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках: «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией», «Профессия на букву...» (кто назовет больше – тот и победил);

Коллективное оформление уголка профессии в классе. Материалы: тематическая литература, вырезки из газет, фотографии, связанные с определенной профессией, экскурсии на предприятия.

Проект «Профессиональное портфолио». Ведется учеником, который собирает для него интервью со своими родителями, газетные или журнальные вырезки, собственные письменные заметки и рисунки.

Портфолио периодически проверяется учителем на наличие в нем новых материалов. Просмотр видео о профессиях с последующим их обсуждением. Можно включать детям заранее подготовленный видеоматериал или, если в классе есть техническая возможность, смотреть его непосредственно в интернете. Детская литература о профессиях, отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведу несколько книг, которые могут понравиться школьникам. «Зачем? Отчего? Почему?» хорошо подходят учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям.

Например, в книге «Когда я вырасту, я буду строить дома» (с. 15) ребята Ира и Сережа готовятся к переезду в новую квартиру. Дом, где они будут жить, строят прямо у них на глазах. Вместе с ними школьники узнают о строительных профессиях, из каких материалов возводят многоэтажки и как сделать свое жилище красивым и комфортным.

Увлекательные рассказы в картинках «Портной», «Шофер», «Пекарь» помогают детям узнать, откуда берутся вещи, которые окружают их в повседневности. Книги дают возможность учащимся начальных классов заглянуть в загадочный мир взрослых профессий.

Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей», эта книга – не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее.

Рекомендуется дополнять чтение просмотром мультфильмов. Подводя итоги, цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

Профориентация в начальной школе, в основе которой лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учитель помогает детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем и сколько будет зарабатывать.

Необходимо в начальной школе развивать и финансовую грамотность:

1 класс.

Учащиеся знакомятся с единицами измерения стоимости в 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

2 класс.

Учащиеся продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100.

3 класс.

Учащиеся продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 1000, учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена, количество, стоимость товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000.

4 класс.

Увеличиваются денежные знаки до 1000000 рублей. Появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.

А также знакомить с заработной платой работников различных профессий.

Список литературы:

Корзоватых А. Ю. Когда я вырасту, я буду строить дома. М. // Издательство «Поляндрия», 2013г., С. 60.

Карпова И. И. Пекарь. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019г., С. 40.

Карпова И. И. Портной. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019г., С. 30.

Карпова И. И. Шофёр. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019г., С. 24.

Михалкова Е. И. Приключения Бабахина и его друзей. М. // Издательство Навигатор», 2015г. С. 144.

Варламова Д. А., Судаков Д. В. Атлас профессий будущего. М // Издательтво Интеллектуальная литература», 2019г. С. 68.