Библиографическое описание:
Мельник Л.П. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
Аннотация. В данной статье рассматриваются возможные психологические причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы. Приводятся данные статистики по данной теме.
Ключевые слова. Психологические причины, неуспеваемость, психолого-педагогическая профилактика, психолого-педагогическая диагностика.
Введение. Проблема успеваемости является одной из наиболее актуальных в школьной практике. Особое значение этот вопрос приобретает и потому, что очень часто неуспеваемость школьника влечёт за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности строятся наиболее важные для ребёнка взаимоотношения с окружающими людьми, средой. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором ученик не завладевает на удовлетворительном уровне за конкретное время знаниями, которые предусмотрены учебной программой.
Основная часть. В основе неуспеваемости, согласно суждению И. В. Дубровиной[1], есть психологические причины, которые можно совместить в три группы. К первой группе относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, ко второй — нарушение в развитии мотивационной области детей. К третьей группе относятся недочёты обучение, невнимательное посещение уроков, неаккуратность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий[7]. Исследуя причины первой группы, можно говорить о тех случаях, когда школьник плохо понимает, никак не может усвоить качественно школьные предметы и не умеет в определённой степени выполнять учебные действия. Из числа психологических причин первой группы можно выделить следующие:
- несформированность методов учебной работы;
- недостатки развития психологических процессов, основным образом мыслительной области младшего ученика;
- неадекватное использование ребёнком своих личных типологических отличительных черт, которые выражаются в познавательной деятельности.
Для причин второй группы можно выделить недостаточный интерес ученика к исследуемому предмету[3,4].
Было проведено исследование, в процессе которого использовались нижеперечисленные методы: диалог с педагогом с целью уточнения проблем, которые возникают у учащихся в учебной деятельности и предпосылки их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной работы; разбор письменных работ и журнала успеваемости. И, таковым образом, выделяется ряд нелегкости в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных проблем[6].
У 10% класса была замечена небрежность и рассеянность. Были обнаружены следующие причины: невысокий уровень формирования произвольности, низкий уровень объёма внимания, слабый уровень сосредоточивания и стабильности внимания.
12% обучающихся школьников испытывают трудности в понимании пояснения учителя с первого раза. Выделены соответствующие предпосылки: низкая концентрация внимания, несформированность способов учебной деятельности, пониженный уровень восприятия и произвольности.
11% детей неусидчивы. Больше всего это может быть обусловлено невысокой степенью развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
Примерно 7% школьников зачастую не преодолевают самостоятельные работы. Это позволяет говорить о несформированности приёмов учебной деятельности, малой степени развития произвольности.
У 8% детей постоянная грязь в тетради. Причиной может быть слабое развитие мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объёме внимания.
3% детей плохо ориентируются в тетради. Факторы – невысокий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и незначительное развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает соответствующее:
1. Психолого-педагогическая профилактика – поиски походящих преподавательских систем, в том числе использование действующих способов и форм преподавания, новейших педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация преподавательской деятельности. Боденко Б. Н. для такой профилактики была предложена концепция с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Психолого-педагогическая диагностика – регулярный контроль и анализ результатов преподавания, своевременное обнаружение пробелов. Для этого используются беседы учителя с учениками, родителями, мониторинг за трудным учеником с фиксацией сведений в дневнике учителя, проведение тестов, исследование итогов, обобщение их в варианте таблиц по видам допущенных погрешностей. Боденко Б. Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.
3. Психолого-педагогическая терапия – меры согласно устранению отставаний в обучении. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Достоинства последних в том, что занятия в них ведутся по результатам глубокой диагностики, с подбором групповых и личных средств преподавания.
4. Воспитательное воздействие. Так как неуспехи в учёбе связаны зачастую и с плохим воспитанием, то с отстающими учениками обязана вестись персональная планируемая воспитательная деятельность, которая содержит и работу с семьёй школьника[8,9].
Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б. П. Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника [2,5].
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что трудности, приводящие к неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому, прежде всего, необходимо осуществлять и проводить систематическую работу с целью педагогической профилактики предупреждения и преодоления проблем школьной неуспеваемости. Только при помощи совместной работы педагогов, родителей, самого ребёнка, с опорой на помощь психологов, а также при необходимости врачей-специалистов можно добиться результата.
Список литературы
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе / Ш.К. Кадралина // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. - 2018. - С. 98-101.
4. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И. Руденко // Вестник магистратуры. - 2018. - № 12-4 (87). - С. 114-115.
5. Милицына С.К. Диагностика школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 293-295.
6. Цаболовой Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения / Я.Э. Цаболова // Наука через призму времени. - 2018. - № 12 (21). - С. 284-287.
7. Тюменцева Т.Д. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению неуспеваемости младших школьников / Т.Д. Тюменцева, А.Л. Падюков, Е.Ю. Пронина // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 3 (26). - С. 838-841.
8. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 131-134.
9. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников / Е.В. Канторова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 1-2 (76-77). - С. 61-62.
10. Литвинова А.Г. Причины неуспеваемости ребёнка в школе / А.Г. Литвинова, Г.К. Антошечкина // Студенческие научные достижения: сб. статей III междунар. науч.- исследоват. конкурса. - 2019. - С. 138-141.
Мельник Л.П. Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
Аннотация. В данной статье рассматриваются возможные психологические причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы. Приводятся данные статистики по данной теме.
Ключевые слова. Психологические причины, неуспеваемость, психолого-педагогическая профилактика, психолого-педагогическая диагностика.
Введение. Проблема успеваемости является одной из наиболее актуальных в школьной практике. Особое значение этот вопрос приобретает и потому, что очень часто неуспеваемость школьника влечёт за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности строятся наиболее важные для ребёнка взаимоотношения с окружающими людьми, средой. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором ученик не завладевает на удовлетворительном уровне за конкретное время знаниями, которые предусмотрены учебной программой.
Основная часть. В основе неуспеваемости, согласно суждению И. В. Дубровиной[1], есть психологические причины, которые можно совместить в три группы. К первой группе относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, ко второй — нарушение в развитии мотивационной области детей. К третьей группе относятся недочёты обучение, невнимательное посещение уроков, неаккуратность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий[7]. Исследуя причины первой группы, можно говорить о тех случаях, когда школьник плохо понимает, никак не может усвоить качественно школьные предметы и не умеет в определённой степени выполнять учебные действия. Из числа психологических причин первой группы можно выделить следующие:
- несформированность методов учебной работы;
- недостатки развития психологических процессов, основным образом мыслительной области младшего ученика;
- неадекватное использование ребёнком своих личных типологических отличительных черт, которые выражаются в познавательной деятельности.
Для причин второй группы можно выделить недостаточный интерес ученика к исследуемому предмету[3,4].
Было проведено исследование, в процессе которого использовались нижеперечисленные методы: диалог с педагогом с целью уточнения проблем, которые возникают у учащихся в учебной деятельности и предпосылки их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной работы; разбор письменных работ и журнала успеваемости. И, таковым образом, выделяется ряд нелегкости в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных проблем[6].
У 10% класса была замечена небрежность и рассеянность. Были обнаружены следующие причины: невысокий уровень формирования произвольности, низкий уровень объёма внимания, слабый уровень сосредоточивания и стабильности внимания.
12% обучающихся школьников испытывают трудности в понимании пояснения учителя с первого раза. Выделены соответствующие предпосылки: низкая концентрация внимания, несформированность способов учебной деятельности, пониженный уровень восприятия и произвольности.
11% детей неусидчивы. Больше всего это может быть обусловлено невысокой степенью развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
Примерно 7% школьников зачастую не преодолевают самостоятельные работы. Это позволяет говорить о несформированности приёмов учебной деятельности, малой степени развития произвольности.
У 8% детей постоянная грязь в тетради. Причиной может быть слабое развитие мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объёме внимания.
3% детей плохо ориентируются в тетради. Факторы – невысокий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и незначительное развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает соответствующее:
1. Психолого-педагогическая профилактика – поиски походящих преподавательских систем, в том числе использование действующих способов и форм преподавания, новейших педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация преподавательской деятельности. Боденко Б. Н. для такой профилактики была предложена концепция с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Психолого-педагогическая диагностика – регулярный контроль и анализ результатов преподавания, своевременное обнаружение пробелов. Для этого используются беседы учителя с учениками, родителями, мониторинг за трудным учеником с фиксацией сведений в дневнике учителя, проведение тестов, исследование итогов, обобщение их в варианте таблиц по видам допущенных погрешностей. Боденко Б. Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.
3. Психолого-педагогическая терапия – меры согласно устранению отставаний в обучении. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Достоинства последних в том, что занятия в них ведутся по результатам глубокой диагностики, с подбором групповых и личных средств преподавания.
4. Воспитательное воздействие. Так как неуспехи в учёбе связаны зачастую и с плохим воспитанием, то с отстающими учениками обязана вестись персональная планируемая воспитательная деятельность, которая содержит и работу с семьёй школьника[8,9].
Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б. П. Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника [2,5].
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что трудности, приводящие к неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому, прежде всего, необходимо осуществлять и проводить систематическую работу с целью педагогической профилактики предупреждения и преодоления проблем школьной неуспеваемости. Только при помощи совместной работы педагогов, родителей, самого ребёнка, с опорой на помощь психологов, а также при необходимости врачей-специалистов можно добиться результата.
Список литературы
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе / Ш.К. Кадралина // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. - 2018. - С. 98-101.
4. Руденко А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И. Руденко // Вестник магистратуры. - 2018. - № 12-4 (87). - С. 114-115.
5. Милицына С.К. Диагностика школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 293-295.
6. Цаболовой Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения / Я.Э. Цаболова // Наука через призму времени. - 2018. - № 12 (21). - С. 284-287.
7. Тюменцева Т.Д. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению неуспеваемости младших школьников / Т.Д. Тюменцева, А.Л. Падюков, Е.Ю. Пронина // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 3 (26). - С. 838-841.
8. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 131-134.
9. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников / Е.В. Канторова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 1-2 (76-77). - С. 61-62.
10. Литвинова А.Г. Причины неуспеваемости ребёнка в школе / А.Г. Литвинова, Г.К. Антошечкина // Студенческие научные достижения: сб. статей III междунар. науч.- исследоват. конкурса. - 2019. - С. 138-141.