Библиографическое описание:
Шадрина Н.Д. Проблемное обучение в экологическом образовании школьников // Современная начальная школа. 2021. № 30. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/30.pdf.
Наша планета становится все меньше для человека. Могущество человека постоянно возрастает. Современные средства связи позволяют быстро достичь любой точки планеты. Земля становится для современного, технически оснащенного человека планетой весьма маленького размера.
К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11-12 вв. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического образования и воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Педагоги, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя не причастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.
Проблемное обучение является непреложным фундаментом экологического образования и воспитания младшего школьника. Если говорить о роли проблемного обучения, то при правильной организации этого обучения оно способствует:
- развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать вывод из проблемной ситуации, ситуации затруднения);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);
- развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного решения).
Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск и выход из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.
Выделено четыре типа проблемной ситуации:
· Проблемная ситуация, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях.
· Проблемная ситуация, которая содержит противоречия между теоретическими знаниями школьников и практической невозможностью их решить.
· Проблемная ситуация, в которой есть противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью теоретического его обоснования.
· Проблемная ситуация, когда дети не знают способа решения поставленной задачи.
Назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся их с методами научного исследования.
На таблице представлена схема конструирования проблемного экологического обучения на уроках природоведения.
На 1-м этапе конструирования проблемных ситуаций предполагается выбор области экологических взаимосвязей, наиболее подходящей для создания проблемной ситуации по конкретной теме. Наиболее удачными для экологического образования являются содержательные линии, раскрывающие взаимосвязи между организмом и факторами среды, между популяцией и средой, экологической системой и средой обитания, человеком и средой обитания.
На 2-м этапе осуществляется выбор учебных познавательных проблем, которые подбираются в соответствие с целями использования проблемного обучения на уроке, а именно для:
1) усложнения содержания;
2) повышения уровня обобщения;
3) увеличения объема знаний;
4) формирования конкретных умений и навыков.
3 этап – это разработка проблемных ситуаций, опираясь на четыре основных типа, изложенных ранее.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном
процессе являются учебные проблемы (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание).
Например, при изучении темы «Термометр» (2 кл.) детям можно предложить следующие проблемные вопросы:
1. В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам, чтобы снять показания).
2. Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показания температуры? (разный рост ребят)
В теме «Живая и неживая природа» - групповое проблемное задание: «Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (заложить опыт) ».
В решении проблемных ситуаций поможет следующий алгоритм.
Каждая учебная программа подразумевает противоречия между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.
Для первого и второго классов наиболее приемлемым является метод проблемного изложения. Этот метод строится на основе либо проблемного вопроса, задачи и задания, чтобы научить решать учебные проблемы. В 3-4-х классах, в зависимости от уровня развития мыслительной деятельности школьников, можно отдать предпочтение более сложным методам: частично поисковому, поисковому, исследовательскому.
На мой взгляд, решение учебных проблем положительно воздействует на эмоциональную сферу ребят, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развитию индивидуальности и творческого мышления.
Шадрина Н.Д. Проблемное обучение в экологическом образовании школьников // Современная начальная школа. 2021. № 30. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/30.pdf.
Наша планета становится все меньше для человека. Могущество человека постоянно возрастает. Современные средства связи позволяют быстро достичь любой точки планеты. Земля становится для современного, технически оснащенного человека планетой весьма маленького размера.
К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11-12 вв. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического образования и воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Педагоги, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя не причастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.
Проблемное обучение является непреложным фундаментом экологического образования и воспитания младшего школьника. Если говорить о роли проблемного обучения, то при правильной организации этого обучения оно способствует:
- развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать вывод из проблемной ситуации, ситуации затруднения);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);
- развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного решения).
Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск и выход из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.
Выделено четыре типа проблемной ситуации:
· Проблемная ситуация, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях.
· Проблемная ситуация, которая содержит противоречия между теоретическими знаниями школьников и практической невозможностью их решить.
· Проблемная ситуация, в которой есть противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью теоретического его обоснования.
· Проблемная ситуация, когда дети не знают способа решения поставленной задачи.
Назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся их с методами научного исследования.
На таблице представлена схема конструирования проблемного экологического обучения на уроках природоведения.
На 1-м этапе конструирования проблемных ситуаций предполагается выбор области экологических взаимосвязей, наиболее подходящей для создания проблемной ситуации по конкретной теме. Наиболее удачными для экологического образования являются содержательные линии, раскрывающие взаимосвязи между организмом и факторами среды, между популяцией и средой, экологической системой и средой обитания, человеком и средой обитания.
На 2-м этапе осуществляется выбор учебных познавательных проблем, которые подбираются в соответствие с целями использования проблемного обучения на уроке, а именно для:
1) усложнения содержания;
2) повышения уровня обобщения;
3) увеличения объема знаний;
4) формирования конкретных умений и навыков.
3 этап – это разработка проблемных ситуаций, опираясь на четыре основных типа, изложенных ранее.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном
процессе являются учебные проблемы (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание).
Например, при изучении темы «Термометр» (2 кл.) детям можно предложить следующие проблемные вопросы:
1. В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам, чтобы снять показания).
2. Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показания температуры? (разный рост ребят)
В теме «Живая и неживая природа» - групповое проблемное задание: «Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (заложить опыт) ».
В решении проблемных ситуаций поможет следующий алгоритм.
Каждая учебная программа подразумевает противоречия между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.
Для первого и второго классов наиболее приемлемым является метод проблемного изложения. Этот метод строится на основе либо проблемного вопроса, задачи и задания, чтобы научить решать учебные проблемы. В 3-4-х классах, в зависимости от уровня развития мыслительной деятельности школьников, можно отдать предпочтение более сложным методам: частично поисковому, поисковому, исследовательскому.
На мой взгляд, решение учебных проблем положительно воздействует на эмоциональную сферу ребят, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развитию индивидуальности и творческого мышления.