Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Косинская В.Б., Демидова Е.В. КАРТОТЕКА ИГР «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Библиографическое описание:
Косинская В.Б., Демидова Е.В. Картотека игр «Основы светской этики» // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Россия - многонациональная страна

Цель: Систематизация знаний по теме, воспитание любви к родной стране

Правила игры

Учащемуся задается вопрос и предлагается два варианта ответа, если учащийся отвечает неправильно, эта картинка «вылетает» за край листа, если же правильно, выходит правильный ответ с пояснением.

Содержание

Найди российский флаг.

Найди русский народный костюм.

Как называется столица нашей Родины.

Какое дерево считается символом России.

Какое животное является символом России.

Выбери герб нашей страны.

"Иностранец"

Цель: закрепить знания детей о России, о Москве.

Правила игры

Учитель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей... (стране, столице).

Учащиеся должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, учитель из другого класса с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:

О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.

О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита?

В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ.

"Как все начиналось. Древняя Русь"

Цель: закрепить умения детей «читать» карту.

Правила игры:

Учитель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на ++карте.

Игра "Народы России"

Цель: закрепить знания детей о том, что Россия – многонациональная страна,воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей.

Правила игры:

Учитель читает детям стихотворение и просит детей запомнить и повторить национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также учитель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей.

А у нас в стране живут русский, коми и якут,

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят – Все они дружить хотят!

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир –

Все за счастье, все за мир!

"Угадай, кому какая вещь принадлежит"

Цель: закрепить знания детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России.

Правила игры:

Учащимся предлагаются карточки с изображением национальных костюмов, ребятам необходимо определить к какому народу относится каждый национальный костюм.

"Как все начиналось. Традиции народов Поволжья"

Цель: закрепить представления о культуре, традициях народов Поволжья.

Правила игры:

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка. Тот выполняет задание.

1задание: Назвать национальное блюдо;

2задание: Назвать национальную пословицу;

3задание: Загадать национальную загадку или пословицу.

"Как все начиналось. Народы Северного Кавказа"

Цель: учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент

на фартуке (камзол, калфак, сапоги-ичиги, тюбетейка, полотенце).

Правила игры:

В игре используются отдельные элементы татарского орнамента.

1 вариант. Учитель показывает и называет татарский элемент. Игроки должны найти этот элемент еще раз назвать его и положить на свой образец.

2 вариант. Учитель показывает элемент, не называя его. Игроки должны найти этот элемент назвать его и расположить на образце.

3 вариант. Ребенок сам находит и называет элемент и выполнить орнамент. 4 вариант. Ребенку дается готовый вариант узора, выполнить по образцу.

"Четвертый —лишний"

Цель: закрепление знаний детей о названии животных Севера. Детям предлагаются несколько наборов картинок с изображениями животных (например, песец, белый медведь, пингвин, тюлень) и предлагается исключить «лишнее» животное.

Обоснование для исключения может быть различным.

I вариант: лишний — пингвин. Он живет в Антарктиде, а не на Севере.

II вариант: лишний — песец. Он не умеет плавать.

Другие наборы: чайка, морж, дятел, полярная сова; кит, морж, тюлень, акула.

"Как все начиналось. Народы Сибири"

Цель: развитие речевого внимания, логического мышления.

Правила игры:

Дети стоят полукругом. Учитель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад учителю. Вопросы: На Севере шумят леса? (Нет.) На Севере лежат снега? (Да.) Ночь бывает полгода? (Да.) День бывает полгода? (Да.) Белки живут на Севере? (Нет.) На Севере летом тает снег? (Нет.) Летом на Севере много птиц? (Да.) На Севере живут пингвины? (Нет.) Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет. Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.) Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

"Кто знает — пусть продолжает".

Цель: закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера и их питании.

Правила игры:

Учитель начинает предложение, например: «Белый медведь питается…», а учащийся продолжает: «Рыбой». И т. п. с животными Севера.

«Когда люди объединяются»

Цель: воспитать патриотические качества у детей, углублять знания об армии; дать элементарные представления о родах войск.

Правила игры:

По образцу собрать заготовку вкладыш и назвать род войск. По картинке с изображением воина определенного рода войск быстро находить эмблему, флаг и правильно называть к какому роду войск они принадлежат. По картинке вкладышу, подставить эмблему, флаг или картинки подходящие к определённому роду войск и назови род войск к которому они относятся.

«Многообразие культур народов России»

"Что нам стоит дом построить"

Цель: учить детей определять и называть национальные жилища и название народа проживающие в нем.

Правила игры:

Учащиеся должны узнать жилище разного народа, и кто в нем проживает. Какого национального жилища не стало? Какой народ в нем проживал?

"Заглянем в бабушкин сундук"

Цель: приобщить детей к знанию мордовского национального костюма и национальных костюмов народов России. Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.

Правила игры:

Перед учащимися выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать мордовский национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал мордовский национальный костюм? Какие особенности присутствуют в костюме мордвы? Какие сходства и отличия есть между костюмами?

"Приглашаем к праздничному столу"

Цели: учить детей так подбирать блюда для своего рациона, чтобы еда была не только вкусной, но и полезной; упражнять детей в составлении меню для себя с учетом полезности продуктов и содержанию в них витаминов.

Правила игры:

1вариант. Учитель предлагает учащимся составить меню для себя, подбирая продукты с учетом их полезности и содержанию в них витаминов.

2вариант. Предложить детям подобрать продукты для питания здорового мальчика (правильное питание), полного мальчика (неправильное питание).

"Шеф-повар"

Цели: учить детей подбирать продукты для традиционных русских блюд, составлять рецепты таких блюд, как щи, уха, окрошка, каши; упражнять детей в составлении рецептов различных блюд.

Правила игры:

Учитель предлагает детям составить рецепт блюд. Объясняет, как это можно сделать.

Щи - вода, молоко, чай, картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис, соль, сахар, майонез, сметана.

Уха – вода, лимонад, квас, рыба, мясо, соль, перец, сахар, горчица, огурец, картофель, морковь, помидор.

Окрошка – вода, квас, ряженка, картофель, огурец, помидор, морковь, лук, редис, вареное яйцо, сухари, сметана,

хрен, горчица.

Гречневая каша – вода, молоко, макароны, рис, пшено, гречка, соль, сахар, масло растительное, масло сливочное.

«Культура рожденная религией»

«Традиционные религии народов России»

Цели: закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах; воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам, любовь к Богу, к церкви, к великим святым; побуждать желание укреплять и расширять

свои знания о православии.

Правила игры:

Под руководством учителя, дети знакомятся с православными праздниками. Сначала дети рассматривают картинки. Затем взрослый начинает беседу о праздниках, их значении и традициях. После ознакомления дети угадывают и называют праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают, находят такие же маленькие карточки и складывают их на основную карточку.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями; развивать речевую активность; быстроту мышления; упражнять в правильном подборе слов; пробуждать познавательную деятельность;

приучать детей слушать друг друга, не мешая.

Правила игры:

Учащимся нужно закончить предложение и соотнести с предметной карточкой или предложением учителя. Предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка циферблата.

Учитель начинает предложение:

1.Праздник Крещение Господне празднуется ……зимой.

2.Символом праздника Пасхи является…… яйцо.

3.Рождественские святки продолжались две недели от Рождества до…… крещения

«Войдем в буддийский храм»

Цель: знакомить детей с внешним устройством Храма; дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;

расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Правила игры:

Дети рассматривают с учителем образец Храма, называя его основные части. Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм.

По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.

«Войдем в мечеть»

Цель: учить детей составлять рассказ, по заданной теме.

Правила игры:

Участники игры садятся в круг и начинают передавать мяч (или любой другой приятный предмет) из рук в руки. Притом при каждом передвижении мяча от одного участника к другому необходимо добавлять одно предложение по заданной теме. Например, тема «История Пророка Адама (мир ему) ». 1 участник: Пророк Адам (мир ему) – первый пророк. 2 участник: Его создал Аллах.

3участник: Аллах научил его всем словам. И т. д. Таким образом, составляется рассказ по заданной теме. Тему можно выбрать совершенно любую:

– Составляем рассказ о столпах Ислама.

– Составляем рассказ о столпах ислама.

– Составляем рассказ о жизни Пророка.

«Народные и религиозные праздники»

«Передай апельсин»

Цель: побуждать желание укреплять и расширять свои знания о народных и религиозных праздников. Формирования коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики.

Правило игры:

Учитель делит игроков на две команды, предлагает каждой команде сесть на пол в ряд боком друг к другу; команды должны расположиться напротив друг друга. Первому игроку каждой команды дают апельсин. По сигналу ведущего «Старт» этот игрок зажимает апельсин между подбородком и передаёт его следующему игроку. Таким же образом апельсин передаётся до конца ряда и затем возвращается назад первому игроку. Игрок уронивший апельсин, должен его поднять при помощи ног независимо от того, куда он закатился). Упавший апельсин возвращается первому игроку, и всё начинается сначала. Выигрывает команда, в которой апельсин быстрее «пройдёт» до конца ряда и вернётся обратно.

«Какие ценности у человека»

«Что помогает людям жить в мире и согласии»

Цель: закреплять знания о профессиях: строитель, архитектор. Развивать связную речь.

Правило игры:

«Участвующие в игре выбирают по жребию строителя или архитектора, который становится посередине кабинета. Вокруг архитектора становятся остальные играющие. Архитектор, подходя по очереди к каждому, говорит:

– Ты будешь кирпичом.

– Ты будешь камнем.

– Ты будешь глиной.

– Ты будешь извёсткой.

– Ты будешь деревянной балкой. И т.д.

Участвующие должны хорошо запомнить, что они будут изображать. Когда все получили название своего предмета, нужного при постройке, архитектор произносит громко: – Я строю дом, и мне нужен кирпич. Тот, кто называется кирпичом, должен тотчас присесть на корточки и оставаться в таком положении до тех пор, пока архитектор не назовёт другой предмет, например: «Я строю дом, и мне нужна извёстка». При этих словах кирпич встаёт, а извёстка приседает на корточки. Кто забудет присесть, тот платит фант. Когда архитектор скажет: «Дом рушится!» – все должны присесть, а при словах: «Дом готов!» – быстро вскочить на ноги. Кто забудет присесть или опоздает вскочить, тоже платит фант. Если играющих много, то можно назначить несколько предметов одного рода, то есть несколько играющих могут быть камнями, извёсткой, водой и т.п., и как скоро архитектор назовёт один предмет, то все, называющиеся этим именем, должны в одно время присесть».

«Будь милосерден и добр»

Цель: закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.

Правила игры:

Ребята если посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши. Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами. Поздороваться при встрече. Толкнуть, не извиниться. Помочь поднять упавшую вещь. Громко разговаривать в общественных местах. Обозвать обидным словом одноклассника. Не уступить место пожилому человеку. Отвечать на телефонный звонок во время урока. Помочь донести сумку незнакомой старушке. Рассказать доверенную тебе тайну. Стараться говорить громче собеседника. Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

«Догадайся»

Цель: обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».

Правила игры:

Ребята, закончите предложение...

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3.Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте)

4.Когда нас бранят за шалости, говорим ….. (Простите нас, Пожалуйста).

«Почитай родителей!»

Цель: учить письменное выражение своих эмоций.

Правило игры:

-Возьмите листики,напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким,что вы хотели бы, исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

-Кто желает прочитать, что он написал? (Дети зачитывают и крепят листики на доску).

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки;

воспитывать чуткость, доброжелательность.

Правила игры:

Дети работают в парах. Каждой паре учитель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет»

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Правила игры:

Учитель называет ситуации, а учащиеся, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Будь щедрым, довольствуйся малым»

Цель: формирование способности к восприятию добрых поступках, справедливости.

Правило игры:

Дети встают в круг и в руки одного учащегося кладется колечко. Получивший колечко рассказывает, чем какие- либо люди жертвовали для него, например: родители, друзья и т.д., а затем передает колечко другому ребенку. Следующий ребенок тоже рассказывает о чьем-либо поступке. Нарисуйте на доске "Костер жертвенности", каждый язык пламени которого олицетворяет жертвенный поступок какого-либо человека. Предложите каждому подумать, как и чем он жертвовал или собирается жертвовать для своей семьи.