Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Погодина Н.Л. ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Библиографическое описание:
Погодина Н.Л. Движение как одна из составляющих современного урока // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Начальная школа является фундаментальной базой всего последующего обучения. В этот период закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка, включающая систему универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

С момента поступления ребенка в школу, мы наблюдаем удивительно разных детей. Одни дети любознательны и активны, другие выражают отсутствие интереса к учебной деятельности. Одни дети способны продуктивно работать в течение всего урока, другие не выдерживают и 10 минут, постоянно отвлекаясь. Есть дети быстрые и ловкие, есть медлительные и с неразвитой координацией движения. Преобладающая часть индивидуальных особенностей детей отражается на их успеваемости, самооценке и взаимоотношениях со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Актуальной проблемой в современной школе является увеличения числа детей, демонстрирующих выраженные трудности обучения. В начальной школе эти трудности проявляются в овладении основных навыков - чтения, письма и счета.

Какие же условия следует создать, чтобы могли развить и реализовать свои способности? Как помочь ребенку справиться с трудностями и почувствовать свою успешность?

По мнению Ж. М. Глозман «Обучение есть процесс созидательный, а не исправительный. Необходимо понять и преодолеть все то, что мешает ребенку жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением.»

Обучение в начальной школе должно проходить естественным путем через творчество, образы, ритм, сенсорные ощущения, положительные эмоции и движение.

Следует подчеркнуть, что именно движение и эмоции являются самым понятным и радостным для ребенка языком. И оказывается, с помощью этого языка можно решать самые различные педагогические задачи.

Двигательная активность тесно связана с общим психическим развитием ребенка – эмоциональным, личностным, когнитивным. Она не сводится только к развитию физического тела.

Движение необходимо для обучения, связано с ним и может быть одним из составляющих урока.

При этом мы решаем целый комплекс задач. Наряду с педагогическими задачами мы работаем над целым рядом задач: развитием произвольности, самоконтроля, навыка удержания программы; развитие пространственных представлений, внимания, памяти, фонематического слуха; повышение мозговой активности, развитию межполушарного взаимодействия и мелкой моторики.

Для решения поставленных задач целесообразно использовать приемы для активизации познавательной деятельности (из опыта работы).

1. В начале урока после активной перемены детям не так просто сразу настроиться на работу. В такой ситуации работает интересный прием «Встает то, кто…»

«Ребята, сейчас встает тот, к кому это утверждение относится. Те, к кому это утверждение не относится, аплодируют встающим.

- Встаньте те, кто хорошо отдохнул на перемене.

- Встаньте те, кто у кого на парте все готово к уроку.

- Встаньте те, кому интересно, какую тайну нам сегодня предстоит раскрыть на уроке.

- Но для этого нам необходимо вспомнить, что нам известно …..

После подобных фраз, как правило, обучающиеся готовы к работе на уроке.

2. На уроке чтения в период обучения грамоте в 1 классе при знакомстве с буквой учитель использует игру “Поймай звук”. Однако, мы не просто будем ловить звук, а выполнять какие - либо движения, связанные с координацией и пространственной ориентацией.

«Если слышим звук [з] - повернуться вправо, [з`] - влево или поднять правую/левую руку».

Необходимо не только определить звук, но и при этом сориентироваться и соотнести звук и направление. Это непросто.

3. Человек использует разные каналы восприятия для получения информации. Для развития слухового внимания и скорости реакции будет полезен прием «Слушай – хлопай». Предлагаем ученикам закрыть глаза и слушать, то, что произносит учитель и одновременно выполнять действие.

«Хлопните в ладоши, если я назову глухой звук: к, б, п, р, м, т, с, ф, к, ш, щ, б, д». Аналогичное упражнения можно использовать при изучении частей речи («..если я назову наречие, глагол и т.д.»).

3. Очень оживляют уроки русского языка задания вида «построиться по алфавиту имен, фамилий и даже отчеств».

Например, «Постройтесь по алфавиту имен от К до Р или постройтесь по алфавиту фамилий от А до М».

4. В период обучения грамоте на уроке русского языка в первом классе используется бумажный конструктор букв (рисунок 1). Дети в паре, либо индивидуально собирают из элементов буквы. У всех разный ведущий канал восприятия и подобные действия могут полезны детям.



Рисунок 1. Бумажный конструктор букв

5. Для развития тактильного восприятия и переключения с одного вида деятельности на другой на уроке можно написать на спине пальцем букву, слог или цифру. Необходимо угадать написанное.

6. На уроке математики во время устного счета дети считают в прямом и обратном порядке, при этом дополняя счет движениями.

ü Четное число - хлопок, нечетное - топот. Попробуйте посчитать от 13 до 25, выполняя эти движения.

ü Однозначное число - дотронуться до левого уха, двузначное – до правого, или однозначное – дотронуться правой рукой до левого уха правой рукой, двузначное - до правого уха левой рукой. Попробуем: 7, 14, 1, 29, 79, 3, 55, 31, 90.

ü На экране появляются числа. Обучающиеся по цепочке называют числа. Если в числе есть цифра 2, то все хлопают/дотрагиваются до носа/поднимают руки вверх.

7. При сложении и вычитании чисел в пределах 20 работаем с числами на карточках. Приглашаем к доске того, у кого двузначное число. Далее ребята образуют пару чисел, при сложении которых мы получаем двузначное число. В течение 4 – 5 минут составляем «живые» равенства. Подобную работу можно проводить и на произведение.

8. При работе с частями речи можно использовать уже знакомый прием: существительное - хлопок слева, глагол - хлопок справа, или одушевленное существительное - шаг вперед, неодушевленное - два шага назад.

Пример, «Если вы услышите одушевленное существительное – делаете шаг вперед, неодушевленное – назад.

Щенок, косточка, рыба, стол, киви…»

9. На уроках русского языка при работе по теме «Род имен существительных» на этапе актуализации знаний можно использовать такой прием: называем имена существительные разных родов. Обучающие, когда слышат существительные женского рода - приседают, мужского рода – шаг назад, среднего – прыжок. При этом можно организовать любое перемещение в пространстве.

10. Большой интерес вызывает у учеников игра “Поймай слово”, которая может быть использоваться на любом уроке. Ребенок хлопает в тот момент, когда звучит нужное слово.

ü Поймай существительное - идет, снег, чистый.

ü Поймай птицу - акула, пингвин, морж.

ü Поймай неживое тело природы - комар, облако, скамейка.

ü Поймай число, которое делится на 2 – 13, 24, 57.

ü Поймай число, которое делится на 3 без остатка – 10, 15, 28.

11. На уроках чтения во время разминки дети читают слова по цепочке. Если среди слов есть названия животных, то вместе с чтением хлопаем, при чтении растений - вставаем. После этого задается вопрос, какое домашнее животное было прочитано? Ответить на этот вопрос не так легко, ведь заранее детям не сообщалось об этом.

12. Для развития слухомоторной координации во время чтения стихотворения на мы прохлопываем ритм, выделяя ударные слоги.

Следует отметить, что представленные приемы связаны с темой урока, не занимают много времени, оживляют уроки и позволяют учителю творчески решать задачи.

Библиографический список

1. Обучение на основе движения: методические рекомендации для специалистов образования и родителей / [под ред. А. В. Бояринцевой]. – М.: Линка – Пресс, 2019. – 208.

2. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста / Н. Н. Полонская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192.

3. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И. И. Праведникова. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 112.

4. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж. М. Глозман. – «Генезис», 2018. – 366.

5. Соболева Е. В., Емельянова Е. Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога / Е. В. Соболева, Е. Н. Емельянова. – Спб.: Питер, 2009. – 144.