Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Камалева Альфия Гумяровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ
Село Выселки
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - это воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям, истории культуры.
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и уважительное отношение к её истории.
С чего начинается чувство любви к Родине? Начинается оно у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам. Чувство любви к родному дому-это корни, которые связывают ребёнка с родным селом, с местом, где он живет. Это и есть для ребенка Родина, близкая и понятная, со своей культурой и традициями. «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встаёт дом родной, в саду смородина, тонкий тополь у ворот». Поэтому, начинать нужно с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он может и не замечать, но без чего нельзя обойтись. Ведь не случайно в сложные минуты своей жизни мы вспоминаем не страну, а Родину своего детства.
Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к жизни своей страны. Нужно стараться вовлекать каждого ребенка в деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближних, любви к родному селу. С этой целью в моем классе работает клуб выходного дня. Ходим на озеро рыбачить, в походах изучаем природу родного края, совершаем экскурсии в г. Тольятти.
Привить любовь к Отечеству, гордость за его историю - цель патриотического воспитания. Участие в шествиях к памятнику погибшим односельчанам в День Победы, проведение классных часов в нашем школьном музее по самым разным темам: «История нашего села Выселки», «Наши односельчане, ушедшие на фронт», «Односельчане, награжденные высокими правительственными наградами за доблестный труд». Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Мы в классе решили возле школы посадить свою клумбу, чтобы она украшала школьный двор. Сами сажали цветы, сами поливали, сами ухаживали, а 1 сентября, когда пришли в школу, увидели, что наши цветы радуют всех, кто приходит в школу.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Для этого я провожу классные часы с приглашением тружеников тыла, ветерана войны в Афганистане Чобану А.Г., рассказываю о встречах с участниками Великой Отечественной войны. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под гражданско - патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. С этой целью постоянно провожу классные часы, где проходит знакомство с профессиями, а разные профессии представляют родители. Это и продавцы, и пекари, и шоферы, и инженеры и т.д. Подчёркиваю, что все профессии важны, любой труд в почёте, если он направлен на благо Родины, на благо людей.
По своему содержанию понятие патриотизм многогранно: это и ощущение неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ, свою Родину. Для младшего школьного возраста характерны податливость педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Период школьного возраста наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. В этот период начинают развиваться те черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных песнях, музыке, играх. Выезд в театр кукол, в театр юного зрителя, в Краеведческий музей, в музей техники имени Сахарова, посещение концертов нашей музыкальной школы-всё это в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных патриотических чувств.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому мне помогает наш УМК «Школа России». В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы подводя его к нужному мнению. В результате я заставляю ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т. д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о героях Великой Отечественной войны и просто о хороших людях. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.
Так для воспитания патриотизма в работе я использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществляется на уроках ИЗО, технологии, во внеурочной деятельности.
Согласно выше сказанному, я, как классный руководитель в качестве форм гражданско-патриотического воспитания школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выделяю: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории, в конкурсе рисунков. Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проведу такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», учащиеся расскажут о своих семьях. Научить составлять свою родословную, отображать тему в рисунках, фотографиях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры.
Для этого участвуем в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери» с приглашением бабушек и мам. Это позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, бабушек, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости, они учатся уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Постоянно проводила Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет педагог. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта.
Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняет детей в этом священном чувстве».
Библиографический список.
1.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. 2002. №6.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.

Июнь 2021