Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2023

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Мемет-Эминова Диана Дляверовна
учитель русского языка и литературы
Мамутова Зинеб Беляловна
учитель биологии
МБОУ "Родниковская школа-гимназия", с. Родниково, Симферопольский район, Республика Крым

Аннотация. В статье обосновывается актуальность использования средств медиаобразования в ходе учебно-воспитательного процесса, делается акцент на важности интеграции различных учебных предметов с помощью медиаобразовательных технологий для активизации когнитивных способностей учащихся.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, средства медиаобразования

INTEGRATED LESSONS USING MEDIA EDUCATION TOOLS AS A WAY TO ACTIVATE THE COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS

undefined

Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным

Ян Амос Каменский

Интеграция учебных предметов в современном образовательном пространстве играет ключевую роль в формировании комплексного подхода к обучению. Одной из основных причин проведения интеграции учебных предметов является необходимость подготовки учащихся к реальному миру, где знания и умения сплошь переплетаются. На таком фоне традиционная изоляция предметов становится ограничительным фактором, который не способствует развитию комплексного мышления у учащихся. Интеграция, напротив, позволяет создать учебные ситуации, где учащиеся могут применять свои знания и умения в реальных контекстах.

Интегрированные уроки в рамках реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) – это уроки, на которых объединены содержание и методы нескольких учебных предметов с целью целостного восприятия окружающего мира и более полного и глубокого освоения знаний и умений учащимися.

ФГОС предусматривают интеграцию различных учебных предметов для достижения результата, наиболее полно соответствующего основным компетенциям и целям образования. Интегрированные уроки могут быть организованы для любых учебных предметов, в зависимости от педагогической задачи и темы урока.

Преимущества интегрированных уроков включают:

-Более глубокое и комплексное понимание материала. Интеграция предметов позволяет лучше увидеть связи и взаимосвязи в различных областях знаний.

-Развитие критического мышления и аналитических навыков. Объединение материала из нескольких предметов требует от учащихся анализа, синтеза и оценки информации.

-Повышение мотивации к обучению. Интегрированные уроки обычно более интересны и практичны, поскольку позволяют учащимся видеть применение знаний в реальной жизни.

-Эффективное использование времени. На интегрированных уроках можно объединить и повторить материалы из разных предметов, что позволяет экономить время.

ФГОС нового поколения указывает на следующие основные принципы интегрированных уроков:

1. Целостность знаний: учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик мог видеть связь между разными предметами и областями знания.

2. Контекстуальность: уроки должны быть связаны с реальной жизнью и проблемами, чтобы ученики могли применять полученные знания в практических ситуациях.

3. Развитие ключевых компетенций: интегрированные уроки должны способствовать развитию различных навыков, таких как критическое мышление, решение проблем, коммуникация и сотрудничество.

4. Интердисциплинарность: уроки должны объединять разные предметы или области знаний, чтобы учащиеся могли увидеть их взаимосвязь и целостность.

5. Индивидуализация: учебный материал должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям и способностям учеников.

Интегрированные уроки с использованием средств медиаобразования – это учебные занятия, в которых применяются различные медиа-инструменты и технологии, чтобы сделать обучение более интерактивным и эффективным, о значении и эффективности которого писали А.Ф. Федоров, И.В. Челышева, Г.Ю. Юновидов, С.Ю. Шалова, О.А. Баранов, С.Н. Пензин и др.

Интегрированные уроки с использованием средств медиаобразования – это методический подход, который позволяет активизировать когнитивные способности учащихся через использование различных мультимедийных инструментов и технологий. А это позволяет учащимся развивать не только знания и умения в одной сфере, но и осваивать навыки работы с различными видами информации, применять полученные знания в практических ситуациях и развивать критическое мышление.

Вот некоторые способы, которые можно использовать для активизации когнитивных способностей учащихся на таких уроках:

-Видеоматериалы: использование видеороликов, документальных фильмов или отрывков из фильмов, связанных с темой урока. Учащиеся могут анализировать содержание видеоматериалов, выделять ключевые моменты, сравнивать их с учебными материалами, делать выводы и формулировать собственные суждения.

-Аудиоматериалы: использование аудиозаписей, подкастов или радиоэфиров, связанных с учебной темой. Учащиеся могут слушать и анализировать содержание аудиоматериалов, ставить вопросы, обосновывать свое мнение и делать выводы.

-Компьютерные презентации: создание и презентация учениками своих собственных компьютерных презентаций на уроке. Учащиеся могут использовать различные мультимедийные элементы, такие как изображения, анимация, видеоролики, чтобы визуализировать и объяснить информацию по теме урока.

-Интерактивные задания: использование интерактивных заданий, включающих мультимедийные элементы, такие как викторины, игры, тесты с использованием компьютера или интерактивной доски. Учащиеся могут активно участвовать в уроке, отвечая на вопросы, решая задачи и взаимодействуя с мультимедийными элементами.

-Интернет-ресурсы: использование интернет-ресурсов для поиска и анализа информации по учебной теме. Учащиеся могут исследовать различные источники, сравнивать их, проверять достоверность информации, анализировать обнаруженные данные и делать выводы.

-Создание собственных видеофильмов и презентаций. Экспериментальная деятельность может быть одним из самых важных способов развития творческой активности и критического мышления.

Одной из главных целей интегрированных уроков с использованием средств медиаобразования является развитие учебной мотивации и активного участия учащихся. Они могут анализировать и оценивать информацию из различных источников, применять знания из разных предметов для решения сложных задач, практиковать коммуникативные навыки при работе в группах или делать презентации перед классом. Кроме того, интегрированные уроки с использованием средств медиаобразования способствуют развитию цифровой грамотности учащихся. В современном информационном обществе навыки работы с информацией и технологиями являются неотъемлемой частью профориентационной подготовки учащихся.

Одним из примеров таких уроков может быть изучение темы «Экосистемы и природные ландшафты» в 5 классе. На уроке биологии учащиеся могут изучать различные виды экосистем, их особенности и функции. Для визуализации данной информации можно использовать видеоролики, картины известных отечественных и зарубежных художников (межпредметная связь с изобразительным искусством), или презентации, показывающие различные экосистемы и их животный и растительный мир.

Далее можно перейти к изучению литературы, связанной с данными экосистемами. Учащиеся могут прочитать литературные произведения, где даны описания природных ландшафтов и взаимодействие людей с ними. Чтение текстов можно сопровождать презентацией с иллюстрациями или аудиозаписями, помогающими визуализировать происходящее.

Затем можно связать изучаемую тему с историей и географией. Учащиеся могут изучать исторические события, происходившие в данных экосистемах, и их влияние на их состояние. Также можно изучать географическое распределение экосистем по миру и их взаимосвязь с климатом и геологией.

Такой подход к обучению позволяет сделать уроки более увлекательными и содержательными. Учащиеся будут не только знакомиться с теоретическими аспектами биологии, но и расширять свой кругозор, оценивая, как литература, история, география и изобразительное искусство помогают нам лучше понять и воспринимать окружающий мир. Использование средств медиаобразования способствует активной работе учащихся, их вовлечённости и интересу к обучению, что является одним из ключевых факторов успешного образования.

Еще один яркий пример - интеграция уроков литературы и истории, музыки, ИЗО в виде урока обобщения в 8 классе по темам «Исторические народные песни» («Пугачёв в темнице», «Емельян, ты наш родный батюшка…»), «Предания» («О Пугачёве»), «А.С. Пушкин «Капитанская дочка», на котором учащиеся на основе исторических фактов и литературного образа выяснят: Емельян Пугачёв: народный герой или убийца?

Для того чтобы помочь ребятам в визуализации, можно использовать авторскую презентацию, фрагменты художественного фильма «Русский бунт»; портреты А. С. Пушкина, Е. И. Пугачёва, рисунки учащихся; фрагменты аудиозаписей народных песен. При данной комбинации используемых средств мы обращаемся и к урокам музыки, ИЗО.

Учащиеся познают историческое прошлое не только глазами народа и великого поэта, но и с точки зрения истории, реальных событий. Готовим ребят к пониманию замысла при создании образа Пугачёва. Развиваем творческие способности, развиваем воображение через сопоставление произведений живописи, кинематографа, литературы. Также развиваем умения школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, композиции произведений в целом.

В итоге, деятельностный подход к формированию и развитию творческой индивидуальности личности на интегрированных уроках литературы становится важным, т.к. данный вид урока требует сочетания разнообразных видов человеческой деятельности – мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности научного и художественно-эстетического характера, что способствует развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

В целом, интеграция учебных предметов с использованием медиаресурсов в современном образовательном пространстве является неотъемлемой составляющей успешного образования. Она помогает развить комплексное мышление учащихся, формирует им навыки работы в команде и развивает креативность. В конечном итоге, интегрированные уроки подготавливают учащихся к реальной жизни, где знания и умения используются в комплексе.

Список литературы

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С.150-154.

2. Воронина Т. П. Образование изменения в эпоху новых правил информационных правил технологий функции / Т. П. Воронина. - М.: АМО, 2011.-147с.

3. Глинская Е.А., Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. - Тула. - 1980. - 44 с.

4.Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.

5. Зверев И.Д. Межпредметные положения связи в современной операций школе / И.Д. Зверев В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2011. - 195 с.

6. Сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы.

7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. - С. 165-173.

8.Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: РГПУ, 2003.

9. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 c.