Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Булатова М.С. ПОНЯТИЕ ОРФОГРАФИИ. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Булатова Мария Сергеевна
учитель начальных классов, Судромская ОШ № 13, Архангельская область, п. Погост

Библиографическое описание: Булатова М.С. Понятие орфографии. Орфографическая грамотность // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

По словам Д. Н. Богоявленской орфография – это:

1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания;

3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;

4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, - это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются, пять разделов орфографии:

1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;

2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;

3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;

4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;

5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.

Орфографическая грамотность – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.

Формирование орфографической грамотности учащихся программа предусматривает по следующим направлениям:

1. Звукобуквенные написания;

2. Слитно-раздельное написание;

3. Прописные, строчные написания.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма. Орфограмма - это написание, которое не устанавливается на слух.

Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.

Классификация правил основывается на принципах орфографии. Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы.

Согласно морфологическому принципу русской орфографии, морфема сохраняет единое написание независимо от произношения. Например, в корне -дом- гласный звук должен быть обозначен буквой о независимо от того, как он произносится в разных фонетических позициях: д[а]ма, д[ъ]мовой, д[о]мик. Буквой в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд позиционно чередующихся звуков, то есть фонема. Буква обозначает не конкретный звук, а выбирается по сильной позиции фонемы (если говорить о гласных, то – по ударному гласному), таким образом морфема получает единообразное графическое обозначение. В этом проявляется взаимосвязь двух важнейших принципов русского правописания – морфологического и фонематического. Раз обучение орфографии строилось на основе морфологического принципа, то оно основывалось на понятии морфема. Потому системная орфографическая работа и связывалась с изучением той или иной морфемы (корня, приставки, суффикса, окончания) и не начиналась до их рассмотрения – до изучения темы «Состав слова» во 2-м классе.

С разработкой в лингвистике фонемной теории орфографии связано появление новых методических решений. В частности, стала понятной возможность ведения орфографической работы с опорой на понятие звук, на фонетические умения детей, а они формируются уже в 1-м классе. Стало очевидным: можно начинать знакомить детей с трудностями письма до того, как они узнают о морфемной структуре слов. Так появились предпосылки для раннего начала работы над орфографической зоркостью учащихся на фонетической основе. Конкретизация особенностей русского письма применительно к морфемам – это уже следующий этап обучения.

Таким образом, мы хотели показать, что разработка в лингвистике фонемного подхода к объяснению сущности большей части орфографических проблем русского языка оказалась значимой для постановки обучения орфографии в начальных классах. В той или иной мере это обстоятельство стало находить отражение в школьных учебниках.

Библиографический список

1. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение. - 2005. – 165 с.

2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение. - 2007. – 159 с.

3. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости / Е.В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. - №3. – С 17-20

4. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г.И. Блинов. – М.: Просвещение. - 1987. – 232 с.

5. Гранник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Гранник. – М.: Просвещение. - 2011. – 220 с.