Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Мошкова А.А. МАСТЕР-КЛАСС "ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Библиографическое описание:
Мошкова А.А. Мастер-класс "Использовать игровых технологий в начальной школе" // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Цель:

Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.

Активизировать знания участников по данному вопросу.

Оборудование: раздаточный материал для участников мастер-класса.

Актуальность применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности:

- активизирует деятельность учащихся;

-повышает эффективность учебного процесса;

-усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.

Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю наше мероприятие начать с упражнения

Приветствие: «В кругу друзей»

Посмотрите вы вокруг.

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Актуализация мастер-класса.

Посмотрите, за окном зима, снег и холодно, а ведь так хочется тепла и уюта. я хочу вам подарить частичку лета. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте. Выберите себе понравившуюся бабочку

Учитель-личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто «Всё в ваших руках»

И это будет тема моего мастер класса.

Метод «Что у меня на сердце»

Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения.

У вас есть бабочки, на крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер- класса. -Например, я ожидаю увидеть заинтересованных, активных коллег, получить удовольствие от общения (записываю на правой); мои опасения – малая активность, материал не заинтересует (записываю на левой).

(Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Я использую этот метод для того, чтобы лучше понять класс и каждого ученика.

А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка»

-Какое сегодня число?

А день недели?

-Вытянутый круг?

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

Молодцы.

Вот вы и взбодрились и готовы сотрудничать.

2.Сообщение темы, введение в неё.

А давайте сейчас определим ключевое слово нашего занятия.

У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.

мы с вами сейчас поиграем в игру «Игра в слова»

Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса.Отвечаем быстро, как эхо.

Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

Молодцы. Усложняем наше задание.

Мы с вами проведём еще одну игру «Создай слова».

(раздать на столы напечатанные слова)

Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),

Как вы думаете, чему может способствовать данная игра?

(развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка). Но мы с вами движемся дальше-от простого к ложному.

А еще я хочу предложить Вам игру «Круги на воде».

Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.

Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари (фантазер, учитель, строил домики из букв, «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»). Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.

И так, продолжаем работу.

У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):

1. Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».

2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.

3. Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре. (интерес, герои, радость, активность)

Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.

Дети с интересом играли.

Они были героями разных сказок.

Радость переполняла маленькие сердца.

Учитель был доволен активностью детей.

(педагоги работают)

- Вот что получилось у меня.

- Кто желает прочитать, что получилось у вас.

(желающие зачитывают)

Как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы.

Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!».

Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:

+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;

- Подготовка требует больших затрат времени;

+ Является естественной формой труда ребенка;

- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

- Сложность в оценке обучающихся.

+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.

Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания? (Спасибо.

Вывод.

Почему именно игра? Я работаю в начальных классах. У меня сейчас 1 класс и могу точно сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.

Список литературы:

1. Барташникова И.А. «Учись, играя» / И.А. Барташникова // Харьков – 1997– 45 с.

2. Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр» / В.М. Букатов // Учебное пособие – Московский психолого-социальный институт – 1997– 96 с.

3. Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки» / Т.И. Линго // Академия развития – 2004 – 180 с.

4. Пидкадистый И.П., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» / И.П. Пидкадистый, Ж.С. Хайдаров // Учебное пособие – 1996 – 289 с.

5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» / Г.К. Селевко // Народное образование – 1998 – 256 с.