Библиографическое описание:
Борис Н.Ю. Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
О той роли, которая отводиться нынче экологическому образованию, говорить много нет особой необходимости. Оно является приоритетным направлением в современной педагогике. Именно сейчас важно усиление практической направленности экологического воспитания, привлечение людей к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Каждый человек по своей внутренней природе – романтик и путешественник. А ребёнок тем более. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе. Прекрасно, если искорку любви к природе, человек унесёт с собой во взрослую жизнь, кем бы он ни был, где не трудился. Это они «ухаживатели» с мягкими руками, добрым сердцем, аккуратностью, терпением. Посмотрите, как склоняется над коллекцией, грядкой, больным этот человек и сделайте вывод: Это воспитывает? Ещё как! Учит? Конечно! Вот почему педагог должен опираться как на логическую, так и на эмоциональную сторону, особенно сейчас, когда больше стали обращать внимание на личность ребёнка.
Весь смысл и цель работы экологического направления в школе заключается в словах Константина Паустовского: «Я никому не поверю, что есть на нашей Земле места, скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни человеческой мысли. Только… исследуя какой–нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги».
Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученику предоставляется право выбора. Здесь дети могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают. Построение внеклассной экологической работы на краеведческой основе помогут учащимся постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства, особенности труда людей, но при этом нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника. Содержание формы и методы работы не должны быть одинаковы для всех возрастных групп. Знание и учёт индивидуальных особенностей учащихся поможет включить их в такие виды деятельности, которые дадут наилучший результат, принесут удовлетворение, будут побуждать новые потребности и интересы. В настоящее время существуют различные подходы к экологическому образованию и воспитанию младших школьников, разработаны соответствующие учебно - методические комплексы. Идёт поиск и создание системы экологических знаний, включены в единую систему образования.
Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Внеклассная работа – один из важных путей проведения содержательной работы с учащимися начальных классов. Она открывает большие возможности для многообразной познавательной деятельности детей, позволяет удовлетворить разнообразные интересы и запросы учащихся в познании окружающей природы, сформировать зачатки материалистического мировоззрения, пробудить любовь к родной природе и тем самым содействовать воспитанию патриотизма. В процессе приобщения к этой работе у школьников воспитываются настойчивость и чувство ответственности за порученное дело. Применяя свои знания на практике, дети принимают самое активное участие в общественно- полезной работе. Познавательный интерес учащихся начинает выступать движущей силой в поиске ответов на многие вопросы, появляется желание побольше узнать.
Организуя внеклассную работу, учитель должен помнить, что, помимо обучения, она должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой работы в классе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на лугу, речке, в парке. Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Это, прежде всего, от содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей региона, технических и материальных возможностей школы; уровня профессионализма учителя. Необходимо стремиться использовать всё многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В работе с младшими школьниками целесообразно использовать следующие формы воспитания: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, праздники, секции юннатов и т. д. Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная часть воспитательной работы.
При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.
В настоящее время, благодаря стандартам каждый ученик может почувствовать себя исследователем. Начиная с первого класса детям даются задания на развитие личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно- эстетическая ориентация.
Практика экологического воспитания детей показала, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребёнке лучших человеческих качеств.
Много полезных дел могут сделать учащиеся начальных классов. Задача учителя направить эту работу в нужное русло. Дети учатся работать сообща, получают от труда моральное удовлетворение, ощущают радость.
В начальной школе закладываются основы зкологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Меняется поколение школьников. Взрослеют и уходят из школы наши ребята, унося в жизнь то, что приобрели в школе. Возможно, они ещё не раз смогут использовать те универсальные действия, которые получили на экскурсиях, на внеклассном чтении, при проведении экологических праздников, КВНов, олимпиад, конкурсах.
Возможно, они не встанут перед выбором экологических противоречий: рубить или оставить, рвать или сохранить, посадить, убить или подарить жизнь. И от того, какое решение примет человек – наше с вами поражение или успех.
Библиографический список
1. Анохина, М. Ф. Экологический турнир «В лесном царстве» [Текст] / М. Ф. Анохина // Нач. шк. — 2011. — № 6. — С. 61—63.
2. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? //Начальная школа. – 2008 №8, с.54-57
3. М.Ф. Анохина. Экологический турнир «В лесном царстве»// Начальная школа -2011 № 6, с.61
4. Барковская О.М. Содержание, цели и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. – 2016 №2, с.32-33
5. Гайсина Р.С. Экологические проблемы бытовых отходов: исследуют младшие школьники / / Начальная школа-2012 № 10. С. 35
6. Гребенникова, Л. В. Формирование экологического сознания младших школьников в условиях малого города [Текст] / Л. В. Гребенникова, Л. Н. Балябина // Нач. шк. — 2011. — № 2. — Прил.: С. 17—19. — (Библиотечкаучителя).
7. Грехова Л.И. В союзе с природой. - М.Сервис Школа, 2002
8. Гринева Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников. - УИПК ПРО г.Ульяновск, 2008
9. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения. – М. Просвещение, 1998
10. Дежникова Н.С. Школьный экологический календарь. - М. Просвещение, 2003
11. Иванова Т.С. Это удивительное природоведение. - М. Московское городское общество, 2000
12. Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. – 2013. – №7. – с. 38.
13. Леонтович, А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. –№1. – с. 12
14. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).
15. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению. – Минск. Нар. Асвета, 2002
16. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании. – Новая школа,1996
17. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 42-46.
18. Т.Г. Орехова, Г.П. Денисова. Создание экологической тропы на пришкольном
участке - 2013№ 6,с.61
19. Практикум по методике преподавания природоведения. - М. Просвещения. МГЗПи, 2000
20. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Организация экологических исследований в начальной школе. УИПК ПРО г. Ульяновск, 2008
21. Прохорова С.Ю., Юдина Е.П., Маринина В.И. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников: работа с инструктивной карточкой (на примере курса «Окружающий мир» Методическое пособие УИПК ПРО г. Ульяновск, 2011
22. Ридигер О. Н. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании [Текст] / О. Н. Ридигер // Воспитание школьников. — 2012. — № 4.— С. 49—54.
23. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // Начальная школа. – 1991 №4, с.24-27
24. Тарасова Т.И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» / / Начальная школа № 10. С. 27.
25. Телепегина С.В. Учимся любить природу. // Начальная школа. – 2008 №7, с.39-40
26. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль. Академия развития, 1999
27. Г.М. Шипицына. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур. // Начальная школа -2012 №6, с.18
28. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2019. - 903 c.
29. Шучалина Е. А. Интеллектуальная игра «Деревья родного края»
30. [Текст] / Е. А. Шучалина // Нач. шк. 2010. — № 10. — С. 93—95.
31. Экологические очерки о природе и человеке. - М. Прогресс, 2001
Борис Н.Ю. Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
О той роли, которая отводиться нынче экологическому образованию, говорить много нет особой необходимости. Оно является приоритетным направлением в современной педагогике. Именно сейчас важно усиление практической направленности экологического воспитания, привлечение людей к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Каждый человек по своей внутренней природе – романтик и путешественник. А ребёнок тем более. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе. Прекрасно, если искорку любви к природе, человек унесёт с собой во взрослую жизнь, кем бы он ни был, где не трудился. Это они «ухаживатели» с мягкими руками, добрым сердцем, аккуратностью, терпением. Посмотрите, как склоняется над коллекцией, грядкой, больным этот человек и сделайте вывод: Это воспитывает? Ещё как! Учит? Конечно! Вот почему педагог должен опираться как на логическую, так и на эмоциональную сторону, особенно сейчас, когда больше стали обращать внимание на личность ребёнка.
Весь смысл и цель работы экологического направления в школе заключается в словах Константина Паустовского: «Я никому не поверю, что есть на нашей Земле места, скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни человеческой мысли. Только… исследуя какой–нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги».
Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученику предоставляется право выбора. Здесь дети могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают. Построение внеклассной экологической работы на краеведческой основе помогут учащимся постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства, особенности труда людей, но при этом нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника. Содержание формы и методы работы не должны быть одинаковы для всех возрастных групп. Знание и учёт индивидуальных особенностей учащихся поможет включить их в такие виды деятельности, которые дадут наилучший результат, принесут удовлетворение, будут побуждать новые потребности и интересы. В настоящее время существуют различные подходы к экологическому образованию и воспитанию младших школьников, разработаны соответствующие учебно - методические комплексы. Идёт поиск и создание системы экологических знаний, включены в единую систему образования.
Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Внеклассная работа – один из важных путей проведения содержательной работы с учащимися начальных классов. Она открывает большие возможности для многообразной познавательной деятельности детей, позволяет удовлетворить разнообразные интересы и запросы учащихся в познании окружающей природы, сформировать зачатки материалистического мировоззрения, пробудить любовь к родной природе и тем самым содействовать воспитанию патриотизма. В процессе приобщения к этой работе у школьников воспитываются настойчивость и чувство ответственности за порученное дело. Применяя свои знания на практике, дети принимают самое активное участие в общественно- полезной работе. Познавательный интерес учащихся начинает выступать движущей силой в поиске ответов на многие вопросы, появляется желание побольше узнать.
Организуя внеклассную работу, учитель должен помнить, что, помимо обучения, она должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой работы в классе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на лугу, речке, в парке. Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Это, прежде всего, от содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей региона, технических и материальных возможностей школы; уровня профессионализма учителя. Необходимо стремиться использовать всё многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В работе с младшими школьниками целесообразно использовать следующие формы воспитания: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, праздники, секции юннатов и т. д. Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная часть воспитательной работы.
При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.
В настоящее время, благодаря стандартам каждый ученик может почувствовать себя исследователем. Начиная с первого класса детям даются задания на развитие личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно- эстетическая ориентация.
Практика экологического воспитания детей показала, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребёнке лучших человеческих качеств.
Много полезных дел могут сделать учащиеся начальных классов. Задача учителя направить эту работу в нужное русло. Дети учатся работать сообща, получают от труда моральное удовлетворение, ощущают радость.
В начальной школе закладываются основы зкологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Меняется поколение школьников. Взрослеют и уходят из школы наши ребята, унося в жизнь то, что приобрели в школе. Возможно, они ещё не раз смогут использовать те универсальные действия, которые получили на экскурсиях, на внеклассном чтении, при проведении экологических праздников, КВНов, олимпиад, конкурсах.
Возможно, они не встанут перед выбором экологических противоречий: рубить или оставить, рвать или сохранить, посадить, убить или подарить жизнь. И от того, какое решение примет человек – наше с вами поражение или успех.
Библиографический список
1. Анохина, М. Ф. Экологический турнир «В лесном царстве» [Текст] / М. Ф. Анохина // Нач. шк. — 2011. — № 6. — С. 61—63.
2. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? //Начальная школа. – 2008 №8, с.54-57
3. М.Ф. Анохина. Экологический турнир «В лесном царстве»// Начальная школа -2011 № 6, с.61
4. Барковская О.М. Содержание, цели и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. – 2016 №2, с.32-33
5. Гайсина Р.С. Экологические проблемы бытовых отходов: исследуют младшие школьники / / Начальная школа-2012 № 10. С. 35
6. Гребенникова, Л. В. Формирование экологического сознания младших школьников в условиях малого города [Текст] / Л. В. Гребенникова, Л. Н. Балябина // Нач. шк. — 2011. — № 2. — Прил.: С. 17—19. — (Библиотечкаучителя).
7. Грехова Л.И. В союзе с природой. - М.Сервис Школа, 2002
8. Гринева Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников. - УИПК ПРО г.Ульяновск, 2008
9. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения. – М. Просвещение, 1998
10. Дежникова Н.С. Школьный экологический календарь. - М. Просвещение, 2003
11. Иванова Т.С. Это удивительное природоведение. - М. Московское городское общество, 2000
12. Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. – 2013. – №7. – с. 38.
13. Леонтович, А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. –№1. – с. 12
14. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).
15. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению. – Минск. Нар. Асвета, 2002
16. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании. – Новая школа,1996
17. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 42-46.
18. Т.Г. Орехова, Г.П. Денисова. Создание экологической тропы на пришкольном
участке - 2013№ 6,с.61
19. Практикум по методике преподавания природоведения. - М. Просвещения. МГЗПи, 2000
20. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Организация экологических исследований в начальной школе. УИПК ПРО г. Ульяновск, 2008
21. Прохорова С.Ю., Юдина Е.П., Маринина В.И. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников: работа с инструктивной карточкой (на примере курса «Окружающий мир» Методическое пособие УИПК ПРО г. Ульяновск, 2011
22. Ридигер О. Н. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании [Текст] / О. Н. Ридигер // Воспитание школьников. — 2012. — № 4.— С. 49—54.
23. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // Начальная школа. – 1991 №4, с.24-27
24. Тарасова Т.И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» / / Начальная школа № 10. С. 27.
25. Телепегина С.В. Учимся любить природу. // Начальная школа. – 2008 №7, с.39-40
26. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль. Академия развития, 1999
27. Г.М. Шипицына. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур. // Начальная школа -2012 №6, с.18
28. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2019. - 903 c.
29. Шучалина Е. А. Интеллектуальная игра «Деревья родного края»
30. [Текст] / Е. А. Шучалина // Нач. шк. 2010. — № 10. — С. 93—95.
31. Экологические очерки о природе и человеке. - М. Прогресс, 2001