Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Трутнева Наталья Борисовна
воспитатель
ГБДОУ № 100 Санкт-Петербурга

Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Известно, что нарушение правильного функционирования внимания отражается на всей психической деятельности человека. Прежде всего, от расстройства внимания зависят нарушения познавательной деятельности.

Чаще всего в патологических расстройствах страдает активное, произвольное внимание. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредоточиться на выполнении деятельности, будь то игра или обучение. Так же во многих случаях слабость активного внимания бывает связана с поражением второй сигнальной системы, т. е. речи, которая, как известно, играет важную роль в правильном функционировании внимания, поскольку оно вызывает вербально сформулированными требованиями и подчиняется нарушениями произвольного внимания. Дети, страдающие нарушениями произвольного внимания, обычно с трудом могут сосредоточиться на стоящей перед ними задаче, длительно напрягать внимание и удерживать его в нужном направлении они не в состоянии. Подобная неустойчивость, быстрая истощаемость проявляются в своеобразной рассеянности, в частом вынужденном отдыхе, в невозможности выполнять и усваивать работу, требующую известного напряжения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты.

Часто возникают проблемы с распределяемостью произвольного внимания, от сформированности которого во многом зависит успешность процесса обучения ребенка. Например, ребенок занимается штриховкой и сосредотачивается только на том, чтобы не выйти за контур рисунка и не замечает неровность линий. Когда же ребенок обращает внимание на неровность линий и пытается исправиться, то часто он выходит за контуры рисунка.

Значительные недостатки произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации, к деятельности которой должен заниматься в данный момент ребенок. Перечисленные нарушения внимания более характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения.

З. Тржесоглава выделяет различные особенности проявления расстройств внимания:

- повышенная истощаемость произвольного внимания;

- недостаточная способность концентрации;

- чрезвычайное ограничение объема, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарному восприятию и искажению результатов деятельности;

- неумение сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

- частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители.

- снижение способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Данные нарушения произвольного внимания у детей препятствуют реализиии мыслительной деятельности и затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

Преобладание пассивного непроизвольного внимания при органических заболеваниях центральной нервной системы обуславливает патологически повышенную живность внимания и его чрезмерную отвлекаемость. Ребенок постоянно находится во власти новых впечатлений, все его отвлекает, при появлении какого-нибудь нового раздражителя он забывает то, что только что было предметом его внимания.

Противоположным явлением можно назвать «прилипание» внимания, его прикованность, которая может проявляться в патологической задержке в сознании ребенка каких-либо представлений. В этом отношении характерен симптом персеверации в виде повторений одних и тех же слов или жестов, причину которого видят в инертности, тугоподвижности нервных процессов. Эта заторможенность, связанная с плохой переключаемостью внимания, когда ребенок с трудом может следовать за мыслью собеседника, на может включиться в новую деятельность.

К расстройствам внимания, несомненно, относится неспособность распределения его между различными объектами, что может находить свое выражение в механической подвижности мысли и отсутствии прочной задержки ее.

Поскольку правильное функционирование внимания требует достаточно высокого уровня активности личности, то дети с интеллектуальной недостаточностью имеют значительную утомляемость даже при выполнении несложного, но длительного по времени задания.

Общей тенденцией расстройств внимания является более длительная сохранность непроизвольного внимания. Произвольное же внимание, как сформировавшееся генетически позднее, представляющее собой несомненно более высокую и совершенную форму приспособления к окружающей действительности страдает в первую очередь и дает наибольшее количество патологических отклонений (Баскакова 1982).

Слабость произвольного внимания, по мнению А.Н. Граборова, определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении ребенка обойти трудности, не пытаясь их преодолеть, а также стремления ребенка к частой смене объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак.

Отличается своеобразием и непроизвольное внимание – несоответствия внимания внешнему выражению.

В самом протекании, функционировании внимания имеет место ряд особенностей, таких как привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность.

Причины нарушенного внимания:

1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.

Исследователь детей с нарушением интеллекта Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

1. Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость (Поддубная 1980).

2. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

3. Узкий объем внимания.

Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т. д.

С точки зрения П.Я. Гальперина внимание является одним из феноменов ориентировочно – исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли и другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Он считал, что «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность, и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона ли свойство этой деятельности» (Гальперин 2008).

Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей оценки уровня развития личности индивида. На человека одновременно воздействует большое число раздражителей, но он реагирует не на все, а только на те, которые для него наиболее значимы. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет своего содержания. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Внимание организует всю психическую деятельность индивида.

С точки зрения общей психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.

Существуют так называемые отрицательные стороны внимания или нарушения внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления, или при органических поражениях коры головного мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители (Гальперин 2008).

Одним из важных условий получения достоверных результатов – это установление эмоционального контакта и взаимопонимания между взрослым и ребенком. Работу с ребенком начинали с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию могли свести все усилия взрослого на нет. С целью выявления нарушений внимания проводилась психодиагностика, наблюдения. В процессе исследования свойств внимания были выявлены следующие нарушения: дети с интеллектуальной недостаточностью неспособны, сохранять внимание, они не могут выполнить задание до конца. При его выполнении; отмечается снижение избирательного внимания, рассеянность – неспособность сосредоточится на предмете; повышенная отвлекаемость, дети непроизвольно перемещают внимание с одного объекта на другой, при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое. Наблюдается снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно; а также очень влияет на характер внимания темп деятельности, которой в данный момент занят ребенок. Замедлен ный темп рассеивает внимание, снижает активность ребенка. Ускоренный темп также не благоприятен, ребенок не успевают следить за мыслью взрослого, быстро утомляются, расслабляются.

Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключаемостью, нарушением концентрации, устойчивости, и распределения.

Список литературы

1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учебное пособие. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1982, с70.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: АСТ, 2008