Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чуранова Е.А. ВЕБ-КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чуранова Елена Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Губкинский

Библиографическое описание: Чуранова Е.А. Веб-квест как форма организации проектной деятельности // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,
что предела достижений совершенства не существует.
Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня,
а в том, чтобы двигаться вперед вместе
с вечным движением жизни».
Е.И. Рерих

Для современного человека применение информационных технологий давно стало частью повседневной жизни. В связи с этим появляется много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний, способность к практическому действию. Одной из самых удобных и результативных форм организации проектной деятельности обучающихся является технология веб-квест.(от англ. web - сеть (всемирная паутина), quest – поиск).

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), Т. Марчем, Университет Сан-Диего (США). Они предложили использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предлагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

Веб-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимо использовать информационные ресурсы Интернета.

Опыт создания образовательных веб-квестов в разных предметных областях обширно представлен в сети Интернет. Например, методика использования веб-квестов в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМ) рассмотрена в статье Е. В. Нечитайловой «Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов». Есть публикации, которые раскрывают разнообразный подход к применению данной технологии. Например, опыт создания квест-проекта на учебных занятиях биологии описан в статье Н. В. Николаевой “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся”. Автор считает, что можно создавать квест в программе Word.

Новизна подхода к применению технологии веб-квест в моей практике заключается в ее использовании для организации проектной деятельности на учебных занятиях, во внеурочной деятельности (участие в различных сетевых проектах). А.В. Хуторской пишет, что «проектная форма обучения закрепилась в нашей стране преимущественно за дополнительным образованием, хотя ничего не мешает распространить ее на базовый учебный процесс». Актуальность проектной деятельности, основанной на ресурсах Сети, он определил так: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности учащихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности».

Педагог, который решил апробировать технологию веб-квеста, сможет найти подробное описание алгоритма работы в методических журналах и Интернет-сетях. Особенностью веб-квестов является то, что часть информации, представленная на сайте для самостоятельной, групповой работы учащихся, находится на разных веб-сайтах. Благодаря гиперссылкам, участники квеста этого не ощущают, потому что работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение учебной информации. Учащимся дается задание собрать материалы в Интернете по данной теме, решить какую-то проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются педагогом, остальные ссылки ребята могут найти сами, пользуясь поисковыми системами. Веб-квест – это продукт совместной деятельности педагога и обучающихся. Результатом работы являются собственные веб-страницы по данной теме или какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме. После защиты проектов обучающимися педагог может создать банк ЭОР (презентаций) и творческих работ по заданной теме, опубликовать мини-проекты в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет).

В качестве примера можно рассмотреть ссылки на учебный веб-квест «Расскажи нам Ямал о рожденье своём…» (межпредметная область), целью которого стало обобщение знаний об историко-культурном наследии и традициях Ямало-Ненецкого округа. Данный веб-квест был разработан для обучающихся начальных классов и содержит проблемные задания, которые стимулируют учащихся к самостоятельному поиску информации, к работе в команде и созданию совместного проекта.

Веб-квест, как и любой проект, формирует новые компетенции на основе использования ИКТ, повышает мотивацию к самообучению, способствует развитию коммуникативных умений, реализации творческого потенциала, самостоятельности и повышению личностной самооценки. Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. Цель работы в данной образовательной среде – организовать грамотную работу обучающихся в сети Интернет, при этом сформировать ключевые компетентности.

Мотивация ребят к непрерывному обучению в течение всей жизни очень важнадля обучения будущего, и необходимо принимать во внимание новые возможности познания мира. Веб-квест – это уникальная возможность использования всемирной сети для обучения. Традиционное обучение часто побуждает собирать готовые ответы, накапливая информацию, но наиболее насущные вопросы требуют от учащегося больше времени на размышление над значением и степенью важности информации. Веб-квест позволяет ученикам делать открытия, а не просто усваивать информацию, повышает уверенность в собственных силах, пробуждает интерес и самооценку учащихся.

Библиографический список

1. «Квесты для младших школьников. Методическая разработка / Ленинградская областная детская библиотека; сост. С.С. Леонтьева. – Санкт-Петербург, 2017. – 44 с.: ил.

2. Игумнова Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016.

3. Николаева Наталья Васильевна, Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся (URL: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/html)

4. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. /Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования. - 2012. - № 2. – С.147-155.

5. Хуторской, А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / Хуторской, А. В. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - №4. – С. 40-45.