Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Федосенко Н.А. МАСТЕР-КЛАСС «ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ»

Библиографическое описание:
Федосенко Н.А. Мастер-класс «Зажги свою звезду» // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Цель: показать использование приёмов драматизации на уроках литературного чтения в начальных классах.

Ход мастер-класса

I. Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

«Здравствуйте!» - не просто слово,

В нём добродушие и свет.

Оно - общения основа

Пусть будет каждый им согрет.

Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным.

II. Психологический настрой «Кувшин счастья»

Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин. Этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.

III. Вступительное слово.

Одним из приемов организации творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения является драматизация.

Что же представляет собой приём драматизации. Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену.

Это самый трудный, но и самый интересный прием организации творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения во всех формах:

-постановка индивидуальных и групповых ''живых картин'';

-подготовка и произношение отдельной реплики героя произведения;

-чтение по ролям;

-драматизация развернутой формы.

Сегодня я представлю вам некоторые из них.

IV. Имитационная деловая игра

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сегодня поработать в группах.

В преддверии Нового года я решила использовать новогодние атрибуты и зимнюю тематику нашего мастер-класса.

Каждое задание, которое предстоит выполнить, будет загораться на нашей ёлке звездой.

(На доске - иллюстрация ёлки. На ней зажигается первая звезда «В ожидании чуда»)

Пожалуйста, не глядя, возьмите из «чёрного мешочка» звезду.

В соответствии с выбранными звездами предлагаю объединиться

в группы по 3-4 человека: красных, серебряных, синих звезд. В таком составе и будет проходить работа далее.

(На ёлке зажигается вторая звезда «Сказочная картина»)

Прием драматизации «Живая картина» – это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, реквизите.Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение.

Этот прием можно использовать группе «Красная звезда» при чтении русской народной сказки "Два Мороза". В центре сказки – два контрастных эпизода: "Как Мороз-Синий нос заморозил купца" и "Как Мороз-Красный нос пытался заморозить дровосека". Представьте «живую картину» на заданную тему (отрывка из сказки), а остальные должны будут угадать, что это за отрывок и из какой сказки.

Эпизод из русской народной сказки «Два Мороза»

«Как Мороз-Синий нос заморозил купца"

Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги, да как зачал знобить! Он-то ёжится, он-то жмется да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него – чуть живого в городе из повозкиiвыпустил!

Эпизод из русской народной сказки «Два Мороза»

«Как Мороз-Красный нос пытался заморозить дровосека»

… Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее…

…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел.

(Участники показывают «живые картины», а другие - угадывают эпизоды, затем подтверждают ответ чтением вслух эпизода)

Мы убедились, что средства драматизации делают произведение эмоциональным, интересным и доступным для детей.

(На ёлке зажигается третья звезда «Сказочный герой»)

Работа над произношением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности более сложна, чем «живая картина», за счет того, что выразительно воспроизводится речь героев произведения. Однако, из–за того, что в драматизации участвует лишь один исполнитель, произнесение отдельной реплики можно проводить, уже начиная с уроков обучения грамоте, а продолжается эта работа на уроках литературного чтения, постепенно переходя к более сложным формам драматизации: чтению по ролям и развернутой драматизации.

Участники группы «Серебряная звезда», должны прочитать текст голосом героя произведения, используя мимику, жест, позу, движение. Произнесите фразу героя так, чтобы остальные участники догадались, кому она принадлежит?

(Одни участники читают на карточках фразы героев, другие отгадывают.)

- Дайте три корочки хлеба и к ним – вон того чудного зажаренного барашка, и ещё того гусёнка, да парочку голубей на вертеле, да, пожалуй, ещё печеночки… (Лиса Алиса.)

- Нет, это потому что кто-то слишком много ест… (Кролик)

- Спокойствие, только спокойствие… (Карлсон)

- Знаешь что? Знаешь что? По-моему, я что-то вспомнил. Да, да! Я вспомнил об одном деле, которое я забыл сделать вчера, а завтра уже не успею… В общем, мне нужно скорее пойти домой и сделать это дело. (Пятачок)

Всем нашим участникам удалось передать характер героя, используя выразительные средства.

(На ёлке зажигается четвёртая звезда «Сказочная постановка»)

Развернутая драматизация - большой праздник в жизни детей.

Проводится обычно довольно редко, так как требуют большой коллективной подготовки (оформления декораций, подготовки костюмов, репетиций и т.д.). Такие уроки могут завершать изучение отдельных разделов программы. Развернутые драматические представления – это уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы. Кукольный спектакль особенно близок к сюжетно-ролевой игре, и благодаря этому понятен и интересен младшим школьникам. Его хорошо использовать при изучении небольших, но ярких, выразительных произведений разных жанров: сказок, басен, рассказов.

А сейчас я предлагаю участникам группы «Синяя звезда» показать отрывок из кукольного спектакля “Теремок на новый лад”. Прошу актеров занять свои места за ширмой.

Музыка (уход за ширму)

Представляем вашему вниманию отрывок из нашего кукольного спектакля “Теремок на новый лад”.

Петрушка. Вот стоит наш Теремок,

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка. Познакомьтесь Мышка, я,

Брожу по лесу я,

Ищу себе домишко.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. А вот и лягушка прискакала.

Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. По дорожке, угадай-ка,

Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок,

И на месте скок-поскок!

Зайка. Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка.

Хорошо им в Теремочке!

Так идут, бегут денечки…

Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать.

Видит: чудо-теремок.

Петя. Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Терем, правда наш хорош!

Только в Терем не зайдешь!

Ты зверей всех позови,

Вместе ты их собери.

В теремочке чудном нашем

Весело танцуем, пляшем.

Звучит музыка (звери пляшут)

Петрушка. Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

Музыка (выход персонажей)

Роли исполняли: Петрушка –…, Мышка –…, Лягушка – …, Зайка – …, Петушок – ….

(Актеры выходят из-за ширмы и кланяются зрителям).

- Мы благодарим группу «Синяя Звезда» за их выступление.

- Еще средневековые гуманисты говорили:

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. А мы с вами зажигаем последнюю звезду.

(На ёлке зажигается пятая звезда «Пожелания» или рефлексия)

V.Рефлексия

Уважаемые коллеги!

В заключение нашей встречи хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Не глядя, достаньте из мешка листок и продолжите прочитанную фразу.

Я ожидала получить от мастер-класса …..

Мне запомнилось ….

Сущность данной темы мне ….

Я задумалась над тем, чтобы …

Не запрещай себе творить,

пусть иногда выходит криво –

твои нелепые мотивы

никто не в силах повторить.

Е. Евтушенко.

Творите, учите этому своих учеников, и смело развивайте их творческие способности.

Спасибо за внимание!

Литература

1. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах // Начальная школа: науч.-метод. журнал.– 2013. – № 8. – С. 53–54.

2.Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения // Начальная школа: науч.-метод. журнал.– 1981. – № 3. – С.27-31.

3. Шпунтова Т.Т. // Начальная школа: науч.-метод. журнал.– 2014. –№7. – С. 75-79.