Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Дягилева Т.А.ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ ОКРУ-ЖАЮЩЕГО МИРА, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Дягилева Татьяна Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 100, г. Нижний Тагил

Библиографическое описание: Дягилева Т.А. Применение приемов технологии РКМЧП на уроках окружающего мира, направленных на развитие познавательных УУД // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям. Все чаще данная проблема решается с помощью применения педагогами в образовании технологии РКМЧП.

Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года. Ученые выделяют следующие цели технологии РКМЧП:

· Формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

· Развитие таких качеств личности, как: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности.

· Формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).

Отдельное внимание стоит уделить методике построения урока в соответствии с применением технологии РКМЧП. Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

· «Вызов»: актуализация и обобщение знаний по теме; мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме); обсуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома).

· «Осмысление»: получение новой информации; осмысление этой информации; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями; поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.

· «Рефлексия»: закрепление полученных знаний; обобщение информации; присвоение обучающимся нового знания; формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Формы урока в технологии РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Младшие школьники не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко, так как основой ее является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации, перестроения этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

При работе по модели «Зигзаг» класс делится на четверки, у каждого учащегося номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются каждому тексты статьи, над которой предстоит работать. Коротко обсуждается название темы, объявляется, что к концу урока каждый должен разобраться в статье, понять ее целиком. Но в статье четыре части, и в каждой группе четыре участника. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своей частью текста, а остальные три ему помогут понять другие три члена группы по очереди.

После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвертые. Таким образом, в классе теперь четыре группы, и каждая работает над своей частью текста.

Обучающемуся необходимо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важным является умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя является в основном координирующей.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Основные приемы, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

· «Кластер». Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня».

· «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают младшие школьники по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает обучающимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

· «Верные и неверные утверждения». Учитель читает верные и неверные утверждения. Младшие школьники выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

· «Инсерт». Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. I – interactive – «интерактивный» N – noting – «отмечая» S – system – «системы» E – effective – «эффективное» R – reading – «чтение» T – thinking – «размышление». Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

· Таблица «ЗХУ». З – что мы знаем, Х – что хотим узнать, У – что мы узнали.

· «Толстый и тонкий вопросы». Толстые вопросы – в эту графу записываются те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Тонкие вопросы – в эту графу записываются те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.

· «Синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

· «Фишбоун». Прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова – это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» – причины или направления размышлений, нижние – это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы – вывод.

Таким образом, применение технологии РКМЧП даёт возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в своём профессиональном развитии.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас-определитель, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Рассмотрев основные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, применяемые на уроках, мы выделили приемы, которые могут способствовать развитию познавательных УУД на уроках окружающего мира.

Все вышесказанное позволило провести систематизацию приемов данной технологии по формированию познавательных универсальных учебных действий:

· Логические УУД – «Кластер», «Верные/неверные утверждения», «Синквейн».

· Общеучебные УУД – «Инсерт».

· Знаково-символические УУД – «Кластер», «Фишбоун».

· Постановка и решение проблемы – «Знаем – Хотим узнать – Узнали», «Толстые и тонкие вопросы», «Фишбоун».

Рассмотрим возможность использования вышеперечисленных приемов на фрагментах уроков окружающего мира.

· Прием «Кластер» (рис. 1).

Тема урока: «Экосистема живых организмов».

Этап урока: первичное закрепление, самостоятельная работа.





Рис. 1. «Прием «Кластер» на уроке окружающего мира».

· Прием «Верные и неверные утверждения».

Тема урока: «Почва».

Этап урока: актуализации знаний, первичное закрепление, самостоятельная работа.

Вопросы для заполнения таблицы (табл. 1):

1. Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?

2. Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?

3. Верите ли вы, что 1см почвы образуется за 300 лет?

4. Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?

5. Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?

6. Верите ли вы, что почва и камень родственники?

7. Верите ли вы, что почва – наша кормилица?



Таблица 1.1. Таблица «Прием «Верные и неверные утверждения» по теме «Почва»



вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Ответ



· Прием «Синквейн».

Тема урока: «Почва».

Этап урока: первичное закрепление, рефлексия.

Пример синквейна:

Почва

Живая, плодородная,

Разрушается, впитывает, выращивает.

В ней главное – перегной.

Кормилица.

Тема урока: «Природные зоны. Лес».

Пример синквейна:

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы.

· Прием «Инсерт».

Тема урока: «Бактерии».

Этап урока: разрешение затруднения.

Обучающиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос: что такое почва? Самостоятельно читают текст в учебнике. Во время чтения текста делают на полях пометки: «V» – уже знал, «+» – новое для меня, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопрос. Возможно заполнение таблицы (табл. 1.2.).

Проверка понимания и первичное закрепление:

1. Что было для вас знакомым из прочитанного?

2. Что нового вы узнали для себя из этого текста?

3. У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?



Таблица 1.2. Таблица «Прием «Инсерт» по теме «Бактерии»

V знаю

+ новое

- думаю иначе

? не понял

1) маленькие существа;

2) живые существа;

3) можно рассмотреть через лупу;

4) вызывают болезни

5) используются в кулинарии;

6) находятся в сыре,

1) в переводе с греческого – палочка;

2) разная форма (палочки, спиральки, шарики);

3) питаются остатками мертвых организмов – санитары;

1) думаю, что все они являются паразитами;

2) не думаю, что бактерии первые организмы на Земле.

1) почему они могут жить везде?

2) как долго они могут находиться без пищи?

тесте, сметане, квашеной капусте.

4) проникают в организм человека, животного или растения – паразита;

5) приносят пользу;

6) используют при получении лекарств, витаминов, удобрений;

7) живут в воде, почве, в воздухе, во льдах, пустыне, в корнях растений.



· Прием «Таблица «ЗХУ» (табл. 1.3.).

Тема урока: «Разнообразие растений».

Этап урока: постановка проблемы, разработка плана урока, разрешение затруднения, первичное закрепление.



Таблица 1.3. Таблица «Прием «Знаем – Хотим узнать – Узнали»

З

Х

У

Растения – часть живой природы.

Растения выделяют в воздух кислород.

Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.

Какие ещё есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия дают им учёные?

Науку о растениях называют ботаникой.

Существует 350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им учёные.

Растения выделяют в

Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.

воздух кислород, если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.

Охранять растения – значит заботиться о живом.



· Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Тема урока: «Бактерии».

Этап урока: выявление затруднения, разработка плана урока.

Это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. На этапе постановки проблемы урока формулируются вопросы и записываются в таблицу. Также эти вопросы возможно использовать для составления плана урока по выходу из затруднения (табл. 1.4.).

Таблица 1.4. Таблица «Прием «Тонкие и толстые вопросы» по теме «Бактерии»

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Почему бактерии назвали санитарами?

Почему бактерии назвали паразитами?

Почему бактерии вызывают болезни?

Объясните, почему бактерии используются в кулинарии?

Кто считает, что бактерии первые организмы, появившиеся на Земле?

Что вызывают бактерии, проникая в организм человека, животного или растения?

Почему вы думаете, что бактерии приносят пользу?

Почему вы считаете, что бактерии маленьких размеров?

В чем различие между бактериями «санитарами» и бактериями-паразитами?

Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

Что, если бактерии-паразиты не попадут в желудок человека?

Когда бактерии-паразиты приносят пользу?

Может ли бактерия жить во льдах Арктики?

Как называют бактерии, которые очищают природу?

Были ли бактерии больших размеров?

Согласны ли вы, что бактерии очень живучие?

Верно ли, что бактерии долгие годы обходятся без пищи и не погибают при кипячении?



· Прием «Фишбоун».

Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России. Охраняемые территории родного края».

Этап урока: выявление затруднения, разрешение затруднения, рефлексия.

Прием «Фишбоун» изображается в виде схемы, похожую на скелет рыбы. По ходу урока схема дополняется:

Проблема (голова рыбы): как сохранить природу?

Причины («верхние» кости): заповедник, заказник, памятник природы.

Примеры («нижние» кости): охраняемая территория, полностью запрещена хозяйственная деятельность, охраняемая территория, запрещён определённый вид деятельности, охраняемая территория, под охраной уникальные объекты природы.

Вывод (хвост рыбы): берегите природу!.

Можно сделать вывод, что использование приёмов технологии РКМЧП на уроках окружающего мира в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, младшие школьники учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.

Библиографический список

1. Бойко О.Л. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]: / О.Л. Бойко // Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры: [сайт]. URL: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (дата обращения: 20.12.2018).

2. Бочкова Н.В. Технология «развития критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС [Электронный ресурс]: /Бочкова // Технология «развития критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС: [сайт]. URL: https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-

3. Долгова Н.Н. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в 3 классе [Электронный ресурс]: / Н.Н. Долгова // Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в 3 классе: [сайт].

URL: https://solncesvet.ru/использование-приемов-технологии-ра/ (дата обращения: 27.12.2018).

4. Егорова Н.С. Урок окружающего мира в 4 классе с использованием приёмов технологии критического мышления «Охрана природы. Заповедники России. Охраняемые территории родного края» [Электронный ресурс]: / Н.С. Егорова // Урок окружающего мира в 4 классе с использованием приёмов технологии критического мышления «Охрана природы. Заповедники России. Охраняемые территории родного края»: [сайт]. URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/6032 (дата обращения: 14.01.2019).

5. Зажирская И.Н. Основные приемы, используемые на уроках, построенных по Технологии Развития Критического Мышления [Электронный ресурс]: / И.Н. Зажирская // Основные приемы, используемые на уроках, построенных по Технологии Развития Критического Мышления: [сайт]. URL: https://studfiles.net/preview/5317989/ (дата обращения: 15.01.2019).

6. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. – 2017. – №3.1. – С. 43. – URL: https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 27.01.2019).

7. Михайлова Е.А. Приёмы технологии РКЧМП как средство формирования познавательных УУД на I ступени НОО [Электронный ресурс] / Е.А. Михайлова // Приёмы технологии РКЧМП как средство формирования познавательных УУД на I ступени НОО [сайт]: URL: https://gigabaza.ru/doc/49351.html (дата обращения: 13.01.2019).

8. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

9. Сайгакшина М.А. Формирование критического мышления на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]: / М.А. Сайгакшина // Формирование критического мышления на уроках окружающего мира: [сайт]: URL: https://infourok.ru/ formirovanie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_okruzhayuschego_mira._statya.-367314.htm (дата обращения: 08.02.2019).

10. Энциклопедия образовательных технологий / Селевко Г.К.: В 2 т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.