Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ходина Т.В. СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ходина Татьяна Васильевна
учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 608 имени Героя Советского Союза имени Зины Портновой, г. Санкт-Петербург

Библиографическое описание: Ходина Т.В. Способы эффективного общения взрослых с детьми младшего школьного возраста // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Общение является необходимым условием формирования и развития личности. Под общением мы понимаем способы социального взаимодействия людей, в которых люди обмениваются мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств. Для правильного формирования личности ребёнка необходимо постоянное общение с ним. Зависеть оно должно от возраста последнего. Именно возраст обуславливает особенности психологического развития.

В 7 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Он становится учащимся. Ребенок не просто получает знания. Он учится учиться. У него меняется характер мышления, его внимание и память. Меняется и его положение в обществе. Ребенок осваивает новые правила поведения. Учащийся выражает свое отношение к классу, учителю через поведение, разговор. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Вступление ребенка в возраст младшего школьника ведет изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ребенок-ученик занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Родители, учитель, даже посторонние люди уже общаются с ребенком, как с человеком, который несет определенную ответственность за свои поступки, как все дети в его возрасте.

Практически все дети нуждаются в похвале и поддержке учителя и взрослых. Особенно робкие, застенчивые, неуверенные в себе, ранимые дети, а также дети из неблагополучных семей (в том числе и семей с неблагоприятной семейной атмосферой). В период младшего школьного возраста учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе и в общении со сверстниками, но и влияет на отношения в семье. И именно в этот момент возникает проблема понимания ребенка и взрослого человека.

Очень часто родители, отправляя ребенка в школу, считают, что он вырос, что необходимо выдерживать сначала дисциплину, а потом уже подключать добрые отношения. Мама из "педагогических соображений" встает на путь критических замечаний. И тогда возникает в замкнутый круг, круг недовольства, конфликтов. Сначала необходимо установить те самые добрые отношение, показать ребенку, что он достиг каких-то высот, получил определенные знания в школе, похвалить его. А уже после этого можно говорить и о дисциплине, требованиях к дальнейшей работе.

Многие родители, отправляя ребенка в школу, хотят получить от него то, чего не смогли добиться сами в жизни, и хотят компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желания за счет ребенка, не задумываясь, сможет ли он и хочет ли этого сам ребёнок.

К причинам, которые мешают родителям безусловно принимать ребенка, можно отнести и взаимоотношения между родителями. Часто ребенок появился на свет незапланированным, или хотели пожить в "свое удовольствие". Когда же ребенок идет в школу, родители получают «дополнительную» нагрузку, что и провоцирует негативное отношение к школьнику. Иногда ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Он похож на отца, жесты, мимика вызывают у нее глухую неприязнь. Мать интуитивно может перенести на ребенка неприязнь к супругу. Довольно часто родители говорят, что любят своего ребенка, делают все для него, а ответной любви не чувствуют.

Понимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Много лет назад, я столкнулась с проблемой в своей семье со своими детьми. Я – многодетная мама, работала в школе. В свободное время с учениками постоянно куда-то ездили: в театры, походы, экскурсии. Мои дети всегда были рядом. Вроде всё было в порядке. А, когда у них в школах (мы все были в разных школах) провели диагностику, оказалось, что им не хватало МАМЫ. Нас пригласили на беседу к психологу. И на вопрос «За что Вы любите своего ребёнка?» (ребёнок сидел напротив) я не знала, что сказать. За то, что он есть, за то, что он мой ребёнок. Оказалось, что ребёнку не хватало конкретного перечисления «Я люблю твой пальчик», «Я люблю твой локоток» и т.д. Мне было тогда это странно, т.к. мне всегда говорили: «Люби ребёнка так, чтобы он не видел твоей любви». Со временем я поняла, что любить надо разумно. Нужно не критиковать, а обсуждать правильность его поступка. При этом не должно никого быть рядом. Это очень интимное, личное.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Сохраняйте спокойствие и доброжелательность в любой ситуации. Для того, чтобы тактично высказать свое недовольство, нужно сначала похвалить, а. затем прежде, чем критиковать, необходимо хвалить. Делать это нужно от чистого сердца, чтобы ребенок Вам поверил. Тогда критика будет восприниматься им не так болезненно.

Высказывая свое недовольство, обязательно максимально конкретно сообщайте, что Вас не устраивает, и каких действий Вы ждете от ребенка. Иначе Ваша критика будет похожа на просьбу.

Избегайте обвинений. Ребенок начнет защищаться, и мама получит сопротивление. Если сформулировать фразу чуть-чуть по-другому и прямо спросить о том, что Вам нужно, то результат будет положительным. Ребенок объяснит поступок и сделает так, как нужно Вам.

Если Вы раздражены, это обязательно почувствует другой человек, и разговор закончится негативно. Если же Вы высказываете свое недовольство в дружелюбной форме, сохраняя внутреннее спокойствие, это скорее всего будет эффективно. А главное, для ребенка это будет урок для формирования своего общения с другими людьми.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Необходимо постараться обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Родители не должны бояться, что слова одобрения в адрес ребёнка испортят его. Общение с ребенком необходимо вести только в спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

Высказывая своё чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. Тогда они начинают учитывать желания и переживания взрослых.

Ученики 3-го класса составили словарь позитивных прилагательных, которые они хотели бы слышать в свой адрес:

А - активный, аккуратный, ангельский, артистичный.

Б - бережливый, богатырский, бесстрашный, безукоризненный, божественный, беззлобный, благородный, безупречный.

В - верный, вежливый, веселый, везучий, великодушный, внимательный.

Г- главный, громкий, гордый, грациозный, гармоничный, гибкий, гуманный, грамотный, гостеприимный, героический.

Д - добрый, деликатный, дорогой, душевный, дивный, доблестный, дружелюбный.

Е - естественный, единственный.

Ж - жизнерадостный, желанный, жизнелюбивый.

З - заботливый, загадочный, задорный, заводной, здоровый, замечательный.

И - игривый, идеальный, искрометный, изобретательный, искренний, известный.

К - красивый, кудрявый, кокетливый, коммуникабельный, корректный, классный, культурный.

Л - ласковый, лучистый, любимый, лучезарный, любящий, любознательный.

М - милый, мудрый, могучий, мастеровитый, милосердный, мирный.

Н - наблюдательный, неглупый, ненаглядный, непобедимый, невообразимый, неуязвимый, находчивый, нежный, надёжный.

О - общительный, очаровательный, ослепительный, ответственный, опрятный, опытный, отличный.

П - прилежный, превосходный, прекрасный, прелестный, понимающий, порядочный, простой.

Р - радостный, размышляющий, решительный, разумный, романтичный, работящий.

С - старательный, сильный, самостоятельный, сердечный, совершенный, симпатичный, смелый.

Т - талантливый, тихий, терпеливый, трогательный, трудолюбивый, твёрдый, творческий, типичный.

У - уверенный, умный, удаленький, умный, улыбчивый.

Ф - фантастический, феерический, феноменальный, философский.

Х - хороший, хитрый, хрупкий, храбрый.

Ц - целенаправленный, целеустремленный, цепкий.

Ч - чуткий, честный, чарующий, чистосердечный, чистый, чувствительный.

Ш - шикарный, шустрый, шутливый, шаловливый, шумный.

Щ - щедрый, щепетильный.

Э - энергичный, экономный, эрудированный, экономный, энергичный.

Ю - юркий.

Я - яркий, ясный.

Ребятам нравятся эти слова. У некоторых появляется даже румянец на щеках, когда они слышат их в свой адрес. А значит, это слова, с помощью которых мы, взрослые, можем достучаться до детских сердец.