Библиографическое описание:
Рыбкова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не научился читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Э. Тоффлер
В настоящее время для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную конкурентоспособную личность, при необходимости быстро меняющую профессию, способную осваивать новые социальные роли и функции. А именно формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие, «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- умения находить информацию и формулировать простые выводы;
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, сделать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Читательская грамотность определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; - знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения (основная ступень школы) и чтение для жизни (саморазвитие после школы). Это значит, что учащимся необходимо в первую очередь овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны развивать читательскую грамотность на любом уроке, т.к. каждый предмет имеет учебник с информационными текстами.
Для оценки уровня сформированности читательской грамотности учащихся, я использую следующие методики:
- «Тест на оценку сформированности навыков чтения»;
- «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;
- анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.
- диагностика по сформированности уровня интересов в самостоятельном выборе книг для чтения;
- диагностика уровня читательских умений младших школьников (проверочные работы в конце изучения темы, итоговые проверочные работы, комплексные работы).
Далее мне хочется поделиться некоторыми приёмами в рамках актуальных педагогических технологий, которые я использую в своей педагогической деятельности на уроках литературного чтения для развития читательской грамотности учащихся.
1. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).
В рамках данной технологии я использую следующие приемы:
1) прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока ребята по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
2) прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Я предлагаю детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
3) прием «знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;
4) прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
5) прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, я предлагаю ребятам написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;
2. Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления. Я использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации между двумя (или более) положениями: – одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения; – «столкнуть» разные мнения ребят с помощью вопроса или практического задания;
2) проблемные ситуации между житейским представлением детей с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
3. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта. Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.
4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материала я практикую использование следующих приемов:
1) «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами 17 одного из героев произведения, а класс отгадывает;
2) «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания мои ученики задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;
3) «дерево мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно ребята читают текст. Далее каждый из них пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
5. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
При первичном чтении текста мы используем прием – «толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны, потом прошу поднять руки тех ребят, кому все слова в тексте понятны и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости я помогаю, ребята работают со словарем.
6. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.
7. Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности ребят. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Я считаю, что сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Данные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность».
Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.
Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
Литература
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008.
2. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017.
3. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.
4. Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.
Рыбкова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не научился читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Э. Тоффлер
В настоящее время для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную конкурентоспособную личность, при необходимости быстро меняющую профессию, способную осваивать новые социальные роли и функции. А именно формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Исходя из этого, мы можем с уверенностью сказать, что базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие, «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- умения находить информацию и формулировать простые выводы;
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, сделать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Читательская грамотность определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; - знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения (основная ступень школы) и чтение для жизни (саморазвитие после школы). Это значит, что учащимся необходимо в первую очередь овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны развивать читательскую грамотность на любом уроке, т.к. каждый предмет имеет учебник с информационными текстами.
Для оценки уровня сформированности читательской грамотности учащихся, я использую следующие методики:
- «Тест на оценку сформированности навыков чтения»;
- «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;
- анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.
- диагностика по сформированности уровня интересов в самостоятельном выборе книг для чтения;
- диагностика уровня читательских умений младших школьников (проверочные работы в конце изучения темы, итоговые проверочные работы, комплексные работы).
Далее мне хочется поделиться некоторыми приёмами в рамках актуальных педагогических технологий, которые я использую в своей педагогической деятельности на уроках литературного чтения для развития читательской грамотности учащихся.
1. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).
В рамках данной технологии я использую следующие приемы:
1) прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока ребята по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
2) прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Я предлагаю детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
3) прием «знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;
4) прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
5) прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, я предлагаю ребятам написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;
2. Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления. Я использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации между двумя (или более) положениями: – одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения; – «столкнуть» разные мнения ребят с помощью вопроса или практического задания;
2) проблемные ситуации между житейским представлением детей с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
3. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта. Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.
4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материала я практикую использование следующих приемов:
1) «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами 17 одного из героев произведения, а класс отгадывает;
2) «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания мои ученики задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;
3) «дерево мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно ребята читают текст. Далее каждый из них пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
5. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
При первичном чтении текста мы используем прием – «толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны, потом прошу поднять руки тех ребят, кому все слова в тексте понятны и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости я помогаю, ребята работают со словарем.
6. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.
7. Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности ребят. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Я считаю, что сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Данные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность».
Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.
Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
Литература
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008.
2. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017.
3. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.
4. Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.