учитель-логопед
ГБОУ Илишевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Конец XX – начало XXI века отметился ростом числа лиц с выявленным расстройством аутистического спектра, в связи с чем, разработка и создание специальных методик работы с детьми с расстройствами аутистического спектра носит крайне важный характер, в виду возможности выявления заболевания на ранних стадиях и минимизации негативных когнитивных отклонений.
По Международной классификации болезней аутизм определен в пункте F84.0 и называется детским аутизмом.
Основными критериями установления диагноза являются:
1. Снижение или полное отсутствие эмоциональной реакции, проявления эмоции на внешние или внутренние раздражители;
2. Нарушение речевого, вестибулярного аппарата;
3. Атипические патологии в виде наличия фобий, расстройства пищевого поведения, сна;
4. Немотивированное агрессивное поведение;
5. Безынициативность, трудности в проявлении творческого подхода к выполнению заданий.
Стоить отметить, что данные критерии являются условными, приблизительными и нестойкими и, с изменением клинической картины заболевания, могут видоизменяться.
Наиболее часто встречающиеся в работе педагога-логопеда трудности и проблемы в работе с детьми-аутистами, заключаются именно в устранениях нарушений речевого и вестибулярного аппарата. Специфика нарушений носит самый разнообразный характер, начиная от полного отсутствия речи (мутизм), автономности речи, нарушении произношения, заканчивая фонографичностью и эхолалиями.
Для эффективной коррекции нарушений речевого аппарата педагогу-логопеду необходимо правильно обозначить и соблюдать этапы работы с ребёнком с расстройством аутистического характера. Очень важно уделять должное внимание предварительной подготовке работы с обучающимся, к которой нужно привлечь специалистов разных профилей, а также родителей (опекунов).
В ходе предварительного этапа обучения, полагаем целесообразным установление эмоционального контакта ребенка и детского психолога, который впоследствии становится проводником для взаимодействия, обучающегося непосредственно с логопедом. Таким образом, опосредованная работа на первых этапах обучения позволяет логопеду приспособится к психическим и поведенческим особенностям обучающегося, не создает фона для травмирования ребёнка эмоциональным контактом с незнакомым человеком.
В процессе формирования первичных учебных навыков целесообразно продолжение опыта взаимодействия с окружающим миром, путем постепенного усложнения и формализации игровых ситуаций. При этом важно учитывать интересы обучающегося, знакомить его с внешней средой в рамках его любознательности, поощрять и комментировать выполняемые им действия. Кроме того, важно установить двустороннюю связь с ребенком, чтобы он научился выполнять первичные простые просьбы специалистов, такие как отдать или показать какой-либо предмет.
Перед началом работы над речевыми навыками, необходима тщательная оценка их текущего уровня развития, как правило, пассивный словарный запас аутистов, значительно шире активного. В речи маленького ребенка могут быть многосложные, трудновыговариваемые слова из специальной или научной лексики, когда как на деле ребенок не может определить обозначение того или иного предмета, не умеет соотнести название предмета с картинкой. Для разрешения указанных проблем, необходимо обучить ребенка обозначению предметов ежедневного обихода с использованием наглядного дидактического материала.
С появлением начальных навыков понимания речи, осуществляется плавный переход к обучению экспрессивной речи, которая на первоначальном этапе заключается в подражании звукам и артикуляционным движениям. Формирование слов необходимо проводить в большей степени из отработанных звуков, для достижения качества речи и большей усвояемости слов. Главным инструментом коррекции речевого аппарата в арсенале учителя-логопеда в данном случае является логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
К сожалению, обучение чтению возможно не у всех детей с расстройством аутистического спектра. Однако, грамотная оценка логопедом уровня обучаемости ребенка, позволяет, при наличии у обучающегося способностей к чтению, вести работу по нескольким направлениям – освоению побуквенного, послогового и глобального чтения.
На любой стадии работы специалиста-логопеда с ребенком страдающим аутизмом, важно придерживаться основных принципов работы с детьми с нарушениями когнитивного спектра:
1. Построение работы с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
2. Ведение последовательной и длительной логопедической работы, направленной на достижение определенного уровня результата на каждом из этапов;
3. Использование дополнительных методов анализа и подбора эффективной программы обучения, включая активное и пассивное наблюдение за ребенком, проведение занятий с родителями, совместная работа с другими специалистами, в том числе и врачами;
4. Ведение работы только при наличии стойкого эмоционального контакта педагога и ребенка;
5. Постоянное развитие ребенка, недопущение стагнации когнитивных навыков.
Подводя итог, стоит отметить, что работа учителя-логопеда по развитию у обучающихся с расстройством аутистического спектра не ограничивается коррекцией речевых навыков. Логопед, будучи специалистом, контактирующим с ребенком на самых ранних его стадиях развития, кроме того, способствует социальной адаптации ребенка, помогает ребенку установить более прочную связь с окружающим его миром, становится проводником, помогающим раскрыть в ребенке эмпатию и интерес ко всем аспектам жизни.