преподаватель
ГБПОУ "Донецкий Художественный Колледж", г. Донецк
В разные этапы развития преподавания академического рисунка при обучении студентов бытовали различные мнения о том, как нужно обучать рисунку, хотя сам академический рисунок неоспоримо выступал в роли образца, сравнительно которого воспринимались любые нововведения.
Необходимым условием профессиональной подготовки студентов всегда являлись два основных момента: подготовка квалифицированного педагога, с одной стороны, и профессионала-художника, с другой.
Образованность будущего специалиста как художника или дизайнера, в наше время, предполагает выполнение различных задач, а именно: формирование художественного и их умений и навыков, развитие творческих возможностей и потенциала, воспитание и просвещение целостной и гармоничной личности.
Следовательно, происходит овладение необходимыми знаниями, приобретение технических умений и навыков, необходимость в развитии в художественно-творческой реализации, овладение особенностями в учебно-профессиональном и художественно-творческом процессах, выполняется совершенствование познавательной деятельности и рефлексия.
Происходит осознание необходимости ставить перед собой цели и обдуманно находить решения в творческих и учебных заданиях, по итогам чего происходит формирование художественного мышления, сознательность и актуальность профессиональной деятельности. Начинает проявляться самобытность и целостность личности, самовыражение, неординарность, закладывается понимание в необходимости выполнять самоанализ художественно-творческой и профессиональной работе.
Разумеется, что академический рисунок необходимо рассматривать как учебно-творческий процесс. Студенты в течении преподавания курса «Академический рисунок» обязаны расти по мере приобретения и усвоения знаний и практических навыков. Это закономерно: чем больше знает и умеет студент, тем внимательней и качественней будет выполняться работа со стороны образного решения, творческого подхода. В рамках такой деятельности и будет идти речь о творчестве в учебном академическом рисунке. Одним из ведущим и основополагающим предметом в Государственном Профессиональном Образовательном Учреждении «Донецком Художественном Колледже» является рисунок, обучение которому невозможно без рисования с натуры.
Во время работы с натурой происходит решение нескольких задач, а именно: создание художественного образа в идеях студентов и его дальнейшие исполнение, что обосновано общей теоретической частью творческого пути, педагогической историей художеств. Во время обучения академическому рисунку, эти задачи разделяют, таким образом выстраиваются теория и методика обучения академическому рисунку, где, с одной стороны, происходит изучение основ изобразительной грамоты и технических средств изображения, а с другой — формируются задачи художественного понимания и определение творческих способностей студентов.
Отбор и формирование содержания курса основывается на принципах постепенного усложнения учебных задач, системности, фундаментальности, связи с практикой. В соответствии с академической традицией преподавания рисунка, программа предусматривает постепенный переход от изображения предметного мира к передаче фигуры человека в пространстве. Таким образом, учебный материал структурирован в четыре раздела.
На первом году обучения, студенты знакомятся с предметным миром. В рамках раздела студент осваивает принципы изучения и графической передачи предметного мира, пространственной среды, основные формы объемно-пространственного рисования. На втором курсе начинается гипсовая маска и голова. Содержание раздела направлено на закрепление навыков объемно-пространственного рисования посредством изображения гипсовых скульптурных масок и голов (копий известных произведений, созданных в периоды Античности и Ренессанса). На третьем году обучения в основу раздела заложены принципы изучения и изображения в рисунке живой натуры - человека. На последнем, четвертом курсе, в процессе освоения раздела студенты овладевают методикой изображения фигуры человека как на примере образцов скульптуры, так при работе с живой натурой.
Основная форма учебно-творческой работы студентов по дисциплине «Рисунок» - выполнение рисунков с натуры во время аудиторных занятий, внеаудиторной работы над завершением задания, а также самостоятельная домашняя работа, которую педагог систематически контролирует и анализирует. В рамках самостоятельной работы студенты выполняют как рисунки с натуры, так и копии с иллюстраций в учебных пособиях.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя:
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
- организовывание собственной деятельности, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6);
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);
- изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка (ПК 1.1);
- применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия (ПК 1.2);
- находить новые образно-пластические решения для различных творческих задач (ПК 1.7.).
Необходимо обратить внимание, что для современного специалиста важен не столько сам факт обладания знаний и умений, а важна способность к реализации этих знаний и умений на практике.
Формирование конкурентоспособного студента обуславливается наличием определенного некомпетентного опыта, то есть обладание студентом определенной компетенцией или системой компетенций в конкретном сегменте, а также совокупностью его личностных качеств.
Группа критериев, характеризующая уровень формирования профессиональной компетентности у студентов художественного колледжа при обучении академическому рисунку:
— Удачный ракурс, точки обзора (Способность увидеть натуру, характер);
— Правильный выбор формата для рисунка;
— Грамотное композиционная компоновка натуры;
— Осмысленное определение и нахождение пропорциональных соотношений. (Умение увидеть и соразмерить пропорции);
— Раскрыть объемно-конструктивное построение формы натуры. (Умение видеть конструкцию, характер, структуру, формы натуры);
— Понятие и мастерство выявлять конструктивно-анатомическое строение натуры. (Видеть массу тела, конструкцию, характер мышц натуры);
— Определение и передача тональных отношений. (Умение видеть локальный тон предметов);
— Передача освещения и общего тона. (Умение видеть тон света и тени);
— Единство и целостность учебного рисунка, обобщение. (Умение видеть общий тон);
— Художественная и технически качественная выразительность учебной работы. (Умение видеть характер технического выполнения рисунка);
— Грамотное владение разными графическими материалами.
При анализе работ студентов предложенные параметры рассматриваются по четырем уровням: высокий, выше среднего, средний, низкий, соответствующим следующим баллам — 2, 3, 4, 5 для получения более точных и объективных результатов, определяющих уровень развития умений и навыков у студентов по дисциплинам предметной подготовки. Данные критерии применяются не только для оценки работ студентов в академическом рисунке по темам, разделам, блокам, но и для сравнения уровня развития умений и навыков по специальности между семестрами и курсами. Обозначенные параметры критериев оценки работ отражают один из аспектов системы формирования профессиональной компетенции в области рисунка у студентов Донецкого художественного колледжа.
Таким образом, данные критерии позволяют не только иметь оперативную информацию о различных сторонах учебного процесса, но и рассматривать динамику, определять тенденции, закономерности развития образовательного процесса по дисциплинам предметной подготовки у студентов ГПОУ ДХК. Такая система оценки критериев позволяет:
— определить уровень умений и навыков у студентов факультета искусств и дизайна; — выявить наиболее сложные для студентов моменты в овладении умениями и навыками в решении академических задач по рисунку;
— создать оптимальные условия разрешения трудностей посредством внедрения в учебный процесс научно-методических разработок;
— рассмотреть рост художественно-творческих способностей студентов;
— разработать пути, формы и методические приемы обучения формирования умений и навыков в академическом рисунке.
Такая структура мониторинга позволяет объективно проанализировать и рассмотреть состояние изучаемого вопроса и сделать необходимые выводы по формированию качества образования у студентов художественного колледжа по специальности. Таким образом, данные критерии демонстрируют имеющиеся в обучении академическому рисунку педагогические взгляды и художественные приемы, которые отвечают основам обучения реалистического искусства и способствуют формированию профессиональной компетенции в области рисунка у студентов ГПОУ ДХК.
На сегодняшний день компетентностный подход и пути его реализации в учебной практике в педагогической научной литературе освещены достаточно полно. В связи с этим особое значение для нашего исследования имеют научные работы, посвященные вопросам теории обучения изобразительному искусству: Г.В. Беды, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, B.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, В.В. Корешкова, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и других педагогов-художников.
Масштабные исследования в области изобразительного искусства и педагогики, академического рисунка, были проведены в трудах педагогов, художников, методистов, представляющих научную школу Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, C.П. Ломова. Преподавание рисунка и графики, как способа развития творческих способностей, восприятия и мышления обучающихся, изучали Р.Ч. Барциц, Н.Н. Волков, Е.Ф. Кузнецов, В.П. Зинченко, А.П. Дроздов, Н.Н. Ростовцев, B.С. Кузин, А.Е. Терентьев, Л.Г. Медведев, Е.В. Шорохов.
Список литературы
1. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1989.
2. Рабочая программа ГПОУ «ДХК», учебной дисциплины ОПД.01 «Рисунок»
3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1995.