Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Некрасова Л.Д., Некрасова В.Н. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Библиографическое описание:
Некрасова Л.Д., Некрасова В.Н. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современная начальная школа. 2023. № 2 (45). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/45-1.pdf.

Активизация человеческого фактора на современном этапе развития общества выступает как одно из условий общественного прогресса. Подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей - задача общеобразовательной школы. Возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса в настоящее время является одним из ведущих направлений системы образования.

Обеспечение условий воспитания личности гражданина России, его духовно-нравственного развития является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Принятие гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни, все это непосредственно зависит от его законопослушности, доверия, развития экономики и социальной сферы, качества труда и общественных отношений.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

С утверждением, что ребенок должен быть счастлив, согласны все. Но счастье, даже для самого маленького человека, выражается не только в его материальном благополучии. Необходимо с юных лет закладывать нравственные основы развития личности, давать толчок её духовному развитию. В настоящее время воспитание нашего подрастающего поколения, а именно его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Воспитание как «первостепенный приоритет в образовании определено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»». В этом документе говорится, что воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. По мнению психологов, нравственные основы личности ребенка закладываются в самом раннем детстве. Потом развивается и проявляется то, что заложено генетически. Время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях - младший школьный возраст. Ученики начальной школы учатся дружить, нарабатывают свой первый авторитет, учитывают множество предписаний и правил. Важное психолого-педагогическое знание приобретает развитие у детей данного возраста основных духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе. Именно на это и направлена работа учителей нашего лицея с обучающимися младших классов.

Целью и задачей национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций есть духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. Такой идеал в Концепции обоснован и сформулирован как высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основная педагогическая цель определена на основе национального воспитательного идеала: воспитание, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Современное беспредельное информационное пространство, в котором находится ребёнок, не имеет чётких внешних и внутренних границ. Благодаря Интернету, на малыша воздействуют потоки информации, получаемой по телевидению, из компьютерных игр, кино. Нередко это становится доминирующим в процессе развития и воспитания ребенка. Такое воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) поступает и из других источников информации. Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

Определяющим для основной образовательной программы начального общего образования является системно-деятельностный подход. Его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей этого подхода является А.Н. Леонтьев. Он определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей.

Принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося представляет развивающий подход и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог.

И закончить хотелось бы словами Л.Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя..., то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: «Как надо самому жить?» Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитание себя!»

Некрасова Л.Д., Некрасова В.Н. 2022