Библиографическое описание:
Зайцева С.Н. Методика воспитания по А.С. Макаренко // Современная начальная школа. 2022. № 1 (32). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/32.pdf.
Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях технологии воспитания детского коллектива с точки зрения педагогической системы А.С. Макаренко. Автор дает краткую характеристику теории коллективного воспитания А.С. Макаренко, а также анализирует ее преимущества. Кроме того, автором приводятся реальной работающие направления применения педагогической теории коллективного воспитания А.С. Макаренко в современных условиях.
Ключевые слова: детский коллектив, коллективное воспитание, педагогика, система воспитания, современность.
Из всех социально-значимых проблем сегодняшнего дня ведущую роль занимает проблема воспитания детей и молодежи. Этот вопрос непосредственно связан с будущим всего мира и оказывает необычайно сильное влияние не только на благосостояние и силу народа, но и на его сознание, обычаи, традиции, направления деятельности. К сожалению, в России эта проблема приняла острый характер. С каждым годом растёт преступность среди несовершеннолетних, наркомания и пьянство достигает огромных масштабов, в больницах фиксируется всё большее число подростковых суицидов. Всё это, конечно, заставляет задуматься о причинах подобных явлений. Ответ кроется на поверхности – недостаточная эффективность современной системы воспитания.
Многие учёные-педагоги посвятили жизнь поиску эффективной модели воспитания молодежи. Наибольшего успеха в данном направлении добился Антон Семёнович Макаренко. Среди 3000 его воспитанников, бывших преступников и беспризорников, не было ни одного рецидива, более того, все они в стали настоящими гражданами своего государства и просто счастливыми людьми.
Сущностью методики воспитания по Макаренко является идея воспитания личности через коллектив. Главная цель – формирование личностных качеств, развитие товарищеской солидарности и взаимопомощи подростков. Коллектив основывался на следующих принципах: общая цель, общая деятельность, органы самоуправления, дисциплина. Антон Семёнович разработал систему параллельного обучения и воспитания. Макаренко не мыслил свою педагогическую систему без участия детей в социально полезном труде, поэтому дети учились и работали одновременно. Процесс воспитания был так организован, что «каждый ребёнок включался в систему реальной ответственности»: в руководящей или исполнительной роли [5, с. 104].
Большая заслуга А.С. Макаренко в том, что он разработал модель воспитания личности через правильную организацию коллектива, это существенно облегчило воспитательный процесс того времени. Антон Семёнович выработал систему взаимосвязей крупных и небольших коллективных единиц, оказывающих влияние на социализацию и адаптацию личности в обществе [1].
Макаренко первым выступил с концепцией полной демократизации воспитания и обучения, предполагающей создание благоприятных условий и нормального психологического климата среди его воспитанников. Она активно реализовывалась на общих собраниях, где свободно обсуждались и искались пути решения по всем вопросам дальнейшей жизни, при этом голосование было равноправным, то есть голос педагога равнялся голосу учащегося. Таким образом, Макаренко формировал в воспитанниках ответственность за свои решения и поступки, которые влияют не только на их жизнь, но и судьбу других людей. Кроме этого, Антон Семёнович отстаивал идею дружеских отношений между детьми и воспитателями.
Сильная сторона системы А.С. Макаренко заключается в том, что на фоне социального, политического или экономического кризиса она помогает не только выжить, но и в дальнейшем мобилизоваться на преодоление этих препятствий. По словам самого Макаренко: «Окружающая нас разруха – это не рухнувший мир, а возрождение» [3, с. 112].
Ещё одной положительной стороной такой модели воспитания является выбор игры как способа организации детского коллектива, в которой активное участие принимает как педагогический состав, так и воспитанники. Антон Семёнович утверждал: «Как ребенок играет, так он будет и работать». Макаренко нашёл оптимальный вариант этого вида деятельности – военизация коллектива. С этим связано появление особых обычаев и традиций: занятия по строевой подготовке или ритуалы со знаменем, напоминающие по своей сути парад. При всём этом военная направленность носила чисто игровой характер и являлась лишь воспитательным средством, а сам педагог активно выступал против бессмысленной муштры.
В настоящее время очень модным является критиковать советское наследие, в том числе систему воспитания. На фоне этого можно считать совершенно неоправданными резкие высказывания в адрес Антона Семёновича Макаренко и его системы развития личности через коллектив и социально полезную деятельность. Некоторые общественные деятели считают, что его педагогические принципы безнадёжно устарели, так как общество за прошедшее столетие серьёзно изменилось. Другие определяют его систему эффективной только для воспитания подростков с девиантным поведением.
Однако, с точки зрения множества практикующих педагогов, коллектив является определяющим фактором формирования личности, поэтому опыт Макаренко по-прежнему актуален. И хорошо, что он имеет практическое воплощение в деятельности отдельных образовательных учреждений нашей страны. Так, например, школа №656 им. А.С. Макаренко в г. Москва активно реализует принципы воспитания советского педагога: создание сплочённого коллектива, развитие школьной самостоятельности и самоуправления, формирование дисциплины. Идеи Антона Семёновича заложены в кодексе прав и обязанностей школьника. За 40 лет реализации этой модели воспитания, образовательное учреждение добилось значимых результатов, а именно: эффективно функционирующий механизм школьного самоуправления, рост сплочённости детских коллективов, более тесное сотрудничество между учительским сообществом и школьниками, отсутствие подростков, стоящих на учёте в правоохранительных органах, а главное – положительная оценка состоявшимися выпускниками той роли, которую школа сыграла в их жизни, в формировании жизненных приоритетов [4].
Интересен также опыт школы №5 г. Махачкалы. Несмотря на запрет эксплуатации детского труда, школьники с разрешения родителей осуществляют производственную деятельность на участке одного из местных заводов. Учащиеся занимаются изготовлением различных материальных благ и впоследствии получают удостоверения по соответствующим разрядам рабочих специальностей, таких как слесарь, столяр и др. Все вырученные деньги расходуются на благоустройство школы, которая к настоящему времени имеет швейный цех, мастерские ювелирного дела, керамический цех. Педагоги, работающие в школе, отмечают, что опыт А.С. Макаренко положительно повлиял на воспитательную деятельность образовательного учреждения. Ученики испытывают глубокое уважение к людям труда и его результатам, коллективизм помогает личности социализироваться, а также почувствовать свою роль в жизни общества и причастность к общему делу [2, с. 302].
Интересен также тот факт, что такая система воспитания получила своё воплощение в образовательных учреждениях других стран, например, Schule mit Ausgleichsklassen A.S. Makarenko (г. Магдебург, Германия), Школа №1 им. А.С. Макаренко (г. Ханка, Узбекистан), Школа №1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, Киргизия), Школа №6 им. А.С. Макаренко, (г. Талдыкорган, Казахстан), Школа №6 им. А.С. Макаренко, (г. Шымкент, Казахстан), Школа №1 им. А.С. Макаренко (с. Базаркурган, р. Киргизия) [1].
Таким образом, методика воспитания Макаренко является одним из актуальных направлений педагогических исследований. Применение ее в образовательных организациях современной России, хотя бы экспериментальным путём, позволило бы значительно повысить эффективность воспитания детей.
Литература:
1. Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко // Современная педагогика. - 2014. - №11. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2843. Дата обращения: 07.06.2018.
2. Кенсаринова М.В. Теория коллектива А.С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. – 2015. – №1-2. – С. 301-304.
3. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / Сост. и автор вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
4. Конорева С.А. Теория коллективного воспитания А.С. Макаренко: современный взгляд // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 19.07.2016). - №7 (44). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/7 (44).pdf. Дата обращения: 28.11.2018.
5. Макаренко А.С. Сочинения: В 8-ми т.т. – Т. 4. – М.: Наука и техника, 1985. – 517 с.
Зайцева С.Н. Методика воспитания по А.С. Макаренко // Современная начальная школа. 2022. № 1 (32). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/32.pdf.
Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях технологии воспитания детского коллектива с точки зрения педагогической системы А.С. Макаренко. Автор дает краткую характеристику теории коллективного воспитания А.С. Макаренко, а также анализирует ее преимущества. Кроме того, автором приводятся реальной работающие направления применения педагогической теории коллективного воспитания А.С. Макаренко в современных условиях.
Ключевые слова: детский коллектив, коллективное воспитание, педагогика, система воспитания, современность.
Из всех социально-значимых проблем сегодняшнего дня ведущую роль занимает проблема воспитания детей и молодежи. Этот вопрос непосредственно связан с будущим всего мира и оказывает необычайно сильное влияние не только на благосостояние и силу народа, но и на его сознание, обычаи, традиции, направления деятельности. К сожалению, в России эта проблема приняла острый характер. С каждым годом растёт преступность среди несовершеннолетних, наркомания и пьянство достигает огромных масштабов, в больницах фиксируется всё большее число подростковых суицидов. Всё это, конечно, заставляет задуматься о причинах подобных явлений. Ответ кроется на поверхности – недостаточная эффективность современной системы воспитания.
Многие учёные-педагоги посвятили жизнь поиску эффективной модели воспитания молодежи. Наибольшего успеха в данном направлении добился Антон Семёнович Макаренко. Среди 3000 его воспитанников, бывших преступников и беспризорников, не было ни одного рецидива, более того, все они в стали настоящими гражданами своего государства и просто счастливыми людьми.
Сущностью методики воспитания по Макаренко является идея воспитания личности через коллектив. Главная цель – формирование личностных качеств, развитие товарищеской солидарности и взаимопомощи подростков. Коллектив основывался на следующих принципах: общая цель, общая деятельность, органы самоуправления, дисциплина. Антон Семёнович разработал систему параллельного обучения и воспитания. Макаренко не мыслил свою педагогическую систему без участия детей в социально полезном труде, поэтому дети учились и работали одновременно. Процесс воспитания был так организован, что «каждый ребёнок включался в систему реальной ответственности»: в руководящей или исполнительной роли [5, с. 104].
Большая заслуга А.С. Макаренко в том, что он разработал модель воспитания личности через правильную организацию коллектива, это существенно облегчило воспитательный процесс того времени. Антон Семёнович выработал систему взаимосвязей крупных и небольших коллективных единиц, оказывающих влияние на социализацию и адаптацию личности в обществе [1].
Макаренко первым выступил с концепцией полной демократизации воспитания и обучения, предполагающей создание благоприятных условий и нормального психологического климата среди его воспитанников. Она активно реализовывалась на общих собраниях, где свободно обсуждались и искались пути решения по всем вопросам дальнейшей жизни, при этом голосование было равноправным, то есть голос педагога равнялся голосу учащегося. Таким образом, Макаренко формировал в воспитанниках ответственность за свои решения и поступки, которые влияют не только на их жизнь, но и судьбу других людей. Кроме этого, Антон Семёнович отстаивал идею дружеских отношений между детьми и воспитателями.
Сильная сторона системы А.С. Макаренко заключается в том, что на фоне социального, политического или экономического кризиса она помогает не только выжить, но и в дальнейшем мобилизоваться на преодоление этих препятствий. По словам самого Макаренко: «Окружающая нас разруха – это не рухнувший мир, а возрождение» [3, с. 112].
Ещё одной положительной стороной такой модели воспитания является выбор игры как способа организации детского коллектива, в которой активное участие принимает как педагогический состав, так и воспитанники. Антон Семёнович утверждал: «Как ребенок играет, так он будет и работать». Макаренко нашёл оптимальный вариант этого вида деятельности – военизация коллектива. С этим связано появление особых обычаев и традиций: занятия по строевой подготовке или ритуалы со знаменем, напоминающие по своей сути парад. При всём этом военная направленность носила чисто игровой характер и являлась лишь воспитательным средством, а сам педагог активно выступал против бессмысленной муштры.
В настоящее время очень модным является критиковать советское наследие, в том числе систему воспитания. На фоне этого можно считать совершенно неоправданными резкие высказывания в адрес Антона Семёновича Макаренко и его системы развития личности через коллектив и социально полезную деятельность. Некоторые общественные деятели считают, что его педагогические принципы безнадёжно устарели, так как общество за прошедшее столетие серьёзно изменилось. Другие определяют его систему эффективной только для воспитания подростков с девиантным поведением.
Однако, с точки зрения множества практикующих педагогов, коллектив является определяющим фактором формирования личности, поэтому опыт Макаренко по-прежнему актуален. И хорошо, что он имеет практическое воплощение в деятельности отдельных образовательных учреждений нашей страны. Так, например, школа №656 им. А.С. Макаренко в г. Москва активно реализует принципы воспитания советского педагога: создание сплочённого коллектива, развитие школьной самостоятельности и самоуправления, формирование дисциплины. Идеи Антона Семёновича заложены в кодексе прав и обязанностей школьника. За 40 лет реализации этой модели воспитания, образовательное учреждение добилось значимых результатов, а именно: эффективно функционирующий механизм школьного самоуправления, рост сплочённости детских коллективов, более тесное сотрудничество между учительским сообществом и школьниками, отсутствие подростков, стоящих на учёте в правоохранительных органах, а главное – положительная оценка состоявшимися выпускниками той роли, которую школа сыграла в их жизни, в формировании жизненных приоритетов [4].
Интересен также опыт школы №5 г. Махачкалы. Несмотря на запрет эксплуатации детского труда, школьники с разрешения родителей осуществляют производственную деятельность на участке одного из местных заводов. Учащиеся занимаются изготовлением различных материальных благ и впоследствии получают удостоверения по соответствующим разрядам рабочих специальностей, таких как слесарь, столяр и др. Все вырученные деньги расходуются на благоустройство школы, которая к настоящему времени имеет швейный цех, мастерские ювелирного дела, керамический цех. Педагоги, работающие в школе, отмечают, что опыт А.С. Макаренко положительно повлиял на воспитательную деятельность образовательного учреждения. Ученики испытывают глубокое уважение к людям труда и его результатам, коллективизм помогает личности социализироваться, а также почувствовать свою роль в жизни общества и причастность к общему делу [2, с. 302].
Интересен также тот факт, что такая система воспитания получила своё воплощение в образовательных учреждениях других стран, например, Schule mit Ausgleichsklassen A.S. Makarenko (г. Магдебург, Германия), Школа №1 им. А.С. Макаренко (г. Ханка, Узбекистан), Школа №1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, Киргизия), Школа №6 им. А.С. Макаренко, (г. Талдыкорган, Казахстан), Школа №6 им. А.С. Макаренко, (г. Шымкент, Казахстан), Школа №1 им. А.С. Макаренко (с. Базаркурган, р. Киргизия) [1].
Таким образом, методика воспитания Макаренко является одним из актуальных направлений педагогических исследований. Применение ее в образовательных организациях современной России, хотя бы экспериментальным путём, позволило бы значительно повысить эффективность воспитания детей.
Литература:
1. Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко // Современная педагогика. - 2014. - №11. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2843. Дата обращения: 07.06.2018.
2. Кенсаринова М.В. Теория коллектива А.С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. – 2015. – №1-2. – С. 301-304.
3. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / Сост. и автор вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
4. Конорева С.А. Теория коллективного воспитания А.С. Макаренко: современный взгляд // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 19.07.2016). - №7 (44). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/7 (44).pdf. Дата обращения: 28.11.2018.
5. Макаренко А.С. Сочинения: В 8-ми т.т. – Т. 4. – М.: Наука и техника, 1985. – 517 с.