Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Рылова Н.А. ИНТЕРАКТИВНЫЙ АЛЬБОМ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 1 КЛАССЕ (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Библиографическое описание:
Рылова Н.А. Интерактивный альбом по окружающему миру как эффективный способ визуализации учебного материала в 1 классе (УМК «Школа России») // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.

В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности на уроках в школе необходимо использование современных технологий, методов, приемов визуализации учебного материала. Задача учителя — сделать урок не только познавательным, но и интересным. Известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Говоря о визуализации учебного материала при изучении окружающего мира в начальной школе, наиболее интересной и эффективной методикой освоения учебного материала является, на наш взгляд, методика ведения интерактивных тетрадей. Работа с интерактивными тетрадями – это сравнительно новая методика обучения, популярная в Европе и Америке.

Анастасия Рыкова, преподаватель с опытом работы в Международных школах, в России, руководитель учебного центра, тренер-эксперт изучила данную методику во время жизни в Америке. После трехлетнего тестирования и улучшения методики, Анастасия вывела ее в свет и, используя свои авторские методические разработки, создала обучающий интенсив «Интерактивные тетради» для учителей английского языка, учителей-предметников, учителей начальных классов.

Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы (цветные иллюстрации, придуманные детьми, мини-книжки, книжки-раскладушки, фигурные книжки, созданные своими руками, книжки-гармошки, книжки-панорамки, книжки с ярлычками, лепестками, кармашки с карточками для игр и практики, флэпбуки, мэчбуки и т.п.), направленные на изучение, закрепление и повторение тем.

Интерактивная тетрадь имеет свою структуру. Первая страница сначала остается пустой, потом, когда ребенок включается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по его желанию. Вторая страница – это содержание тетради. Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было найти нужную тему по этому оглавлению.

Интерактивная тетрадь имеет свою структуру. Первая страница сначала остается пустой, потом, когда ребенок включается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по его желанию. Вторая страница – это содержание тетради. Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было найти нужную тему по этому оглавлению.



Интерактивная тетрадь имеет свою структуру. Первая страница сначала остается пустой, потом, когда ребенок включается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по его желанию. Вторая страница – это содержание тетради. Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было найти нужную тему по этому оглавлению.

Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы в одном месте, многократно повторять их.

Использовать интерактивные тетради можно для введения, закрепления и повторения темы. Она представляет собой собрание учебного материала, представленного в разных формах. Создавать ее – это творческий процесс. Все элементы тетради открываются, двигаются, складываются.

Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:

- компактная организации информации по изучаемой теме;

- визуализация теоретического материала;

- структурирование сложной информации;

- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;

- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме;

- развитие познавательного интереса и творческого мышления.

Таким образом, можно сказать, что интерактивная тетрадь - это собирательный образ книги, плаката, раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала. Интерактивная тетрадь учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Преимущество интерактивных тетрадей перед обычными тетрадями на печатной основе:

1. Теоретический материал визуализируется, а это облегчает понимание материала.

2. Дети проявляют свою индивидуальность и фантазию, развиваются их творческие способности.

3. Поддерживается постоянный интерес к учебному материалу в тетради, повышается мотивация к изучение предмета.

4. Интерактивные тетради стимулируют учащихся к постоянному просматриванию и повторению материала по пройденной теме, учитывая различные способы восприятия информации детьми.

5. Идет развитие мелкой моторики, так как заранее приготовленные шаблоны вырезаются детьми.

6. Совместная работа с родителями при заполнении интерактивной тетради.

7. Каждая тетрадь – это уникальный продукт каждого обучающегося. Нет правильного или неправильного метода его создания. Все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами пользуется для достижения своих целей. Так как интерактивные тетради интересные и красочные, дети относятся к ним совершенно иначе. Такие тетради берегут, показывают друзьям, не теряют и не забывают дома. Постоянно листая тетрадь, дети автоматически повторяют пройденный материал, что вызывает эффект «повторение без повторения».

Эффективность применения данной методики в учебном процессе отмечают не только педагоги, но и психологи. Наталья Родимушкина, психолог, специалист в области нейрокоррекции и нейродиагностики, говорит: «Интерактивные тетради – инструмент, у которого большое будущее. Особенность интерактивных тетрадей- это работа с «живым» материалом, который можно потрогать, пощупать, вырезать. Работа с интерактивными тетрадями влияет на психологическое здоровье ребенка, так как идет пребывание ребенка в ситуации успеха, радости, творчества, расслабления. Нервная система меньше перегружается, дети становятся более усидчивыми, быстрее включаются в образовательный процесс, улучшается их работоспособность, концентрация внимания». [3]

После прохождения интенсива «Интерактивные тетради» Анастасии Рыковой, мы решили внедрить новую методику на уроках окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А. Плешакова (УМК «Школа России»). Альтернативой интерактивным тетрадям стал интерактивный альбом (обычный альбом для рисования формата А5). В течение учебного года дети по разным темам вклеивали готовые шаблоны, заранее подготовленные, заполняли их совместно с учителем и самостоятельно, раскрашивали, рисовали, дополняли информацией элементы. С помощью различных шаблонов мы изучали, повторяли, закрепляли пройденный материал в увлекательной форме. Дети с удовольствием вели интерактивный альбом, а в конце учебного года мы и от родителей получили положительные отзывы. Во втором классе планируем продолжить эту работу.

Приведем примеры использования шаблонов «Домик» и «Т-образная книжка» в изучении тем по окружающему миру в 1 классе.

Пример использования шаблона «Домик» по теме «Что окружает нас дома?»

Совместно с детьми в технике оригами мы изготовили домик Муравьишки Вопросика. Затем заполнили комнаты необходимыми элементами. При вклеивании цветных картинок мебели в гостиной каждый обучающийся побывал в роли дизайнера, расставил мебель по -своему усмотрению, на пустых полках дети нарисовали посуду, а в шкаф с электроприборами приклеили картинки пылесоса, стиральной машины, микроволновой печи. За гостиной разместилась гардеробная, дети заполнили шкаф-купе одеждой, нарисованной цветными карандашами.

В «Т-образной книжке» как в коробке лежали карточки-картинки «Составные части компьютера». Детям нужно было соединить карточку –картинку с карточкой-названием элемента. Закрепляя данную тему, детям предлагалась игра в парах «Найди ошибку». Один участник игры отворачивался, а второй менял карточки – картинки. Первому участнику нужно было найти ошибки и расположить карточки правильно.



Библиографический список

1. Дурягина А. «Долой скучные тетради! Что даёт детям интерактивная тетрадь (и как её сделать) »

Электронный ресурс: https://mel.fm/blog/anastasiya-duryagina1/12903-doloy- skuchnyye-tetradi-chto-dayet-detyam-interaktivnaya-tetrad-i-kak-eye-sdelat

2. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1-2/ А.А. Плешаков.- 11-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2018.

3. Родимушкина Н. «Эффективность использования интерактивных тетрадей с психологической точки зрения»

Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=yX7eE11UfB4

4. Рыкова А. «Интерактивные тетради на уроках в школе»

Электронный ресурс: https://vk.com/interaktivnye_tetradi