Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Мальцева О.Г. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Мальцева О.Г. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.

Одним из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы «Новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов является идея здоровьесбережения учащихся в образовании.

Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни — это важная задача согласно ФГОС НОО и ООО соответственно. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, имели в виду физическое состояние здоровья ребенка, то сейчас -это общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. На данный момент времени задача учителя — это не просто провести уроки в чистом кабинете, своевременно следить за осанкой и проводить физкультминутки. Намного важнее создавать психологически благоприятную атмосферу в школе, которая формирует личность.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Считаю, что задача любого учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, которые соответствуют психофизиологическим особенностям, помогают формированию позитивного мышления ребенка, способности к «конструированию» собственного здоровья.

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Главная цель на моих уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого я реализую в своей практической деятельности следующие задачи:

- организовывать учебный процесс с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его любыми методами. Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребёнка, его гармоничного существования в обществе.

- создавать условия ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;

- учить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитывать культуру здорового образа жизни;

- развивать творческие способности младших школьников;

- мотивировать детей на здоровый образ жизни;

В настоящее время ведение здорового образа жизни стало не только полезным, но и модным увлечением. Всё больше людей выбирают для себя активное занятие спортом и правильное питание, которые являются залогом здоровья, хорошего самочувствия, отличного настроения и красивой фигуры. К правильному образу жизни они стараюсь привлечь семью детей.

- учить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

- вовлекать родителей в общую задачу по улучшению здоровья детей.

Для каждого ребёнка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всём быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них.

Что же такое здоровье? Когда мы считаем, что ребенок здоров? Можно считать, что здоровье ученика в норме:

- в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане — ученик коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;

- в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии Н.К. Смирнова, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

Н.К. Смирнов выделяет виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-гигиенические технологии. Это контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Тесное сотрудничество с медицинским работником школы.

Обязательно неукоснительное выполнение требований СанПина: каждый ученик обеспечен удобным рабочим местом в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха; рационально освещен кабинет; каждый день проветривается помещение; соблюдается температурный режим; класс озеленен и удачно выбран дизайн кабинета (приятный цвет стен).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие учащихся. Реализуются на уроках физической культуры (2 урока в неделю) и в работе спортивных секций. Спортивные секции в школе, танцевальные кружки.

Подвижные перемены, динамические паузы на уроках, глазодвигательные упражнения.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности детей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе примером служат зеленые растения в классе, активное участие в природоохранных мероприятиях. Сбор макулатуры, сбор батареек, акции «Кормушка», «Зимующие птицы».

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, ПДД на уроках окружающего мира. Встречи с инспектором ГИБДД. Учебные эвакуации. Участие в общешкольных акциях «Стоп – ОРВИ». Классные часы «Режим дня и здоровье школьника», «Вредные привычки», «Транспорт города», «Бережливые хозяева Земли»

Я убеждена и считаю, что образовательный процесс, который организует учитель начальных классов, должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский, крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Этого я достигаю путем использования:

- игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

- подвижными играми на переменах;

- занимательных упражнений на уроках;

-участие детей в творческих конкурсах.

Все эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижают психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учеников начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому во время урока я чередую различные виды учебной деятельности: - чтение; - письмо; - слушание; - рассказ; - рассматривание наглядных пособий; - ответы на вопросы и. т.д.

Обязательно провожу на уроках физкультурные минутки:

- упражнения по формированию осанки;

- расслабление кисти рук;

- массаж пальцев рук;

- предупреждение утомление глаз и. т.д.

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся. Использование разнообразных видов деятельности на уроках, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, создание ситуации успеха.

Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От того, как сидит и ходит ребенок зависит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы. В классе есть плакат о правильном положении тела при письме. В течение урока я постоянно слежу за осанкой учащихся и у них есть возможность сменить позу: выйти к доске, раздать пособия, собрать тетради и др.

В течение года регулярно проводится профилактика травматизма путем инструктажа по технике безопасности, беседы по правилам поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Воспитанию бережного отношения к своему здоровью посвящаю классные часы и внеклассные мероприятия. Например, праздник «Широкая Масленица» (русские народные игры), викторина «Мойдодыр», классный час «Всемирный день здоровья», экскурсия в школьный медицинский кабинет, игра-викторина «Наше здоровье в наших руках», «Мы за здоровый образ жизни», «Режим дня и здоровье школьника», «Зеленая аптека на службе человека», «Вредные привычки», «Польза и вред медикаментов».

Здоровьесберегающее направление сохраняется мною и при работе с родителями. Они активно участвуют в спортивных мероприятиях школы. В течение учебного года проводятся профилактические беседы по правилам дорожного движения. В классе создан стационарный уголок ПДД.

На собраниях обязательно включаю несколько бесед по здоровьесбережению: «Адаптация первоклассников в школе», «Организация учебного труда школьника», «Телевизор и компьютер в семье школьника», «Воспитание ненасилия в семье».

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Проводится работа с родителями по организации максимального охвата горячим питанием в школьной столовой.

Поэтому считаю необходимо продолжить внедрение здоровьесберегающих технологий и разработать цикл мероприятий, способствующих дальнейшему формированию навыков здорового образа жизни своих воспитанников.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников, должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), которые направлены на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, и, конечно же, мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек.

Наибольшей эффективности можно ожидать тогда, когда учитель научит ребенка ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что дети будут здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно, физически.

Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна охватывать все виды деятельности ребёнка. Очень важно воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов. Считаю, что педагоги должны рассматривать формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благополучие. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни - залог успешной социализации личности.

Итак, работа, которая направлена на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение книг по теме занятия, просмотр фильмов, важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных и психологических особенностей младших школьников при выборе этих методов, форм и личного примера педагога и родителей.

Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся лучше адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Мои слова подтверждаются диагностикой, которая была проведена школьным психологом.

Методическая литература

1.Ананьева Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников [Текст]: под ред. Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская. - М.: 2002. - 224 с.

2.Березин И.П. Школа здоровья [Текст]: учеб. пособие И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. –Минск.: Вышейшая школа, 2004. – 179с.

3.БрехманИ.И. Валеология – наука о здоровье [Текст]: учеб. пособие– М.: 2005. – 208 с.

4.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие - М.: 2003. - 360 с.

5.Воронцова В.Г. Нравственное и физическое здоровье детей: заботится ли о нем наша школа? [Текст]: – СПб.: 2000 - 197 с.

6.ЗмановскийЮ.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст]: – М.: Медицина, 2004. - 356 с.

7.Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст]: - М.: Педагогика, 2001. - 176 с.

8.Кузина Р.А. Школа здоровья [Текст]: – М.: Луч, 2000. – 202с.

9.Лещинский Л.А. Берегите здоровье [Текст]: – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 303с.

10.РапацевичЕ. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]: М.: Современное слово, 2005. - 116 с.

11.Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаеф, Е.Н. Шиянова. – М.: 2007. – 250 с.

12.Фомина Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников [Текст]: - М.: Молодой ученый, 2016. - 200 с.