Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Алфеева Т.А., Гончарова Е.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание: Алфеева Т.А., Гончарова Е.П. Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний.

Учитель является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

На уроке в начальной школе используются такие основные формы как:

- фронтальная работа (предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином тем пе и с общими задачами).

- парная работа, которая является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений.

- групповая работа, которая помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике, она делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность.

- защита творческих проектов - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

Игровые проекты представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты

Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела!

Исследовательская деятельность. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики получают первые навыки исследования и сами добывают знания. Такие знания являются более прочными. Задача учителя –поддержать ребенка и сопровождать до полученного результата, направляя его деятельность в нужном направлении. Немаловажной является как урочная, так и внеурочная деятельность.

-экскурсии, в которых них значительное место занимают общеобразовательные, познавательные и воспитательные элементы. При поддержке родителей мы часто совершаем экскурсии по родному краю.

-конкурсы. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Таким образом, используя данные формы работы педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

4. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения.

В ходе своей работы необходимо использовать различные формы и методы обучения детей, сотрудничество с родителями.

Результатам радуемся вместе, аплодисментами сопровождаем вручение грамот, которые ребята получают за свою работу, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках.

Но самое главное, только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение "Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают", лишний раз убеждает в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде.

Сведения об авторах

Алфеева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 40", Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол.

Гончарова Елена Петровна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 40", Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол.