Конференции

    ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Плохотникова Жанна Викторовна,
    методист,
    Котовап Ирина Евгеньевна,
    методист,
    МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
    Старооскольский городской округ
    ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    Развитие познавательной деятельности обучающихся является приоритетной задачей модернизации российского образования. Одним из центральных вопросов интеллектуального воспитания является развитие познавательной активности детей.
    В педагогике познавательную активность определяют, как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению, учению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Познавательная активность создается непосредственно в познавательной деятельности, способствует интеллектуальному развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний.
    Среди современных форм организации интеллектуальной и познавательной деятельности, стоит выделить построение интеллект-карт.
    Интеллект-карта (карта мыслей или ментальная карта) – это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. По сути, интеллект-карта, это предельно сжатое изложение материала, которое должно быть интуитивно понятным. Это такой графический метод запоминания любой информации и выглядит он следующим образом.

    На картинке в центре вы видите, что от основной мысли, или идеи, или темы, отходят ветви, которые эту мысль расширяют, дополняют или описывают. Если говорить коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций.
    Разработал данные карты Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Автор более сотни книг.
    Интеллект карты используются для того чтобы лучше запомнить и структурировать большой блок информации, генерировать идеи, готовиться к презентациям, конспектировать лекции, планировать рабочее время и т.д.
    В учебе с помощью данных карт удобно обрабатывать и структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
    Интеллект-карты активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. С их помощью можно конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.
    Свойства интеллект-карт: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра.
    При создании интеллект-карт многие используют лист бумаги и разноцветные маркеры (рисуют и записывают информацию разноцветными маркерами с разной интенсивностью выделения определенных ответвлений). Такой вариант интеллект-карты достаточно хорош, информативен. Так как автор полностью его создал сам, то в его памяти останется большой объем информации.
    Но, поскольку мы живем в век компьютерных технологий, соответственно сделать такие карты можно и в приложениях.
    Например, приложение XMind - для бесплатного использования доступна бета-версия десктопной программы. В тестовой версии представлено 30 шаблонов ментальных карт и 89 наклеек. Форматирование текста доступно в редакторе Markdown. Готовую интеллект-карту можно экспортировать в формат pdf.
    Также можно пользоваться и другими приложениями, такими как:
    - NovaMind - это десктопный инструмент доступный для Windows и Mac. В бесплатном тарифе Lite доступно 25 шаблонов для создания интеллект-карт.
    - Draw  - абсолютно бесплатный инструмент без ограничений. Этот сервис доступен пользователям как в онлайн-режиме, так и в десктопной версии. Сохранять готовые интеллект-карты можно в Google Drive, OneDrive, Dropbox, GitHub, Trello или прямым скачиванием на компьютер в форматах: png, jpeg, svg, pdf, htlm, vsdx, xml, url.
    Правила создания интеллект-карт:
    - Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, ручки, в приложении просто разный цвет фона или шрифта.
    - Основная идея обычно располагается в центре. Для её изображения используют не просто слова, а обязательно рисунки, картинки.
    - Каждая главная ветвь, отходящая от центра имеет свой цвет. Обычно их рисуют толстыми и с изгибом. Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения.
    - От главных ветвей отходят второстепенные ветви, а затем ветви второго, третьего и т.д. порядка, которые представляют подтемы.
    - Над каждой линией – ветвью пишется ключевое слово.
    - Для того чтобы показать связь между элементами интеллект-карты можно использовать стрелки.
    - Желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове для лучшего запоминания и усвоения.
    - Разросшиеся ветви желательно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
    Таким образом, можно смело сказать, что такая форма работы как составление интеллект-карт показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Работая с данными картами обучающиеся учатся самостоятельности, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы.
    Литература

    1. Электронный образовательный ресурс Программа для интеллектуальных карт. Режим доступа: https://halzen.ru/windows-8/programma-dlya-intellektualnyh-kart-luchshie-programmy-dlya-sozdaniya.html. Дата обращения 26.04.2021.

    2. Электронный образовательный ресурс Контекстные задачи /Режим доступа: https://infourok.ru/lekciya-dlya-uchiteley-matematiki-kontekstnie-zadachi-2907208.html. Дата обращения 26.04.2021.

    3. Электронный образовательный ресурс Проект «Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе» /Режим доступа https://infourok.ru/proekt_ispolzovanie_tehnologii__intellekt-kart__v_obrazovatelnom_processe-365293.htm. Дата обращения 26.04.2021.