студент
Андреева Лиана Владимировна
кандидат психологический наук, доцент
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары
Аннотация: В статье подчеркивается важность сенсорного развития детей раннего возраста, приведены данные мини-исследования, посвященного изучению ориентировки на величину у детей раннего возраста.
Ключевые слова.Сенсорное развитие, сенсорные эталоны, дети раннего возраста.
Значение сенсорного развития детей раннего возраста неоспоримо и заключается в следующем:
· необходимая основа для развития интеллекта;
· при взаимодействии с внешним миром происходит процесс упорядочения представления о внешнем мире;
· способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления, воображения;
· формирует способность познать и применить на практике различные способы обследования предметов;
· способствует усвоению сенсорных эталонов.
Л.А. Венгре отмечает, что усвоение сенсорных эталонов – процесс, происходящий сложно и длительно, так как ребенок должен научиться узнавать и запомнить таким образом, чтобы сформировалось четкое представление о каждом свойстве, самое важное научиться пользоваться полученными знаниями и представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности [2].
Можем отметить, что понятие сенсорных эталонов включает в себя определенные наработки, представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д. Историческое развитие человечества способствовало их развитию и использованию их как образцов и мерок. Обозначение свойства и отношения предмета происходит с помощью данных образцов.
Процесс усвоения детьми дошкольного возраста начинается с ознакомления геометрии и цвета фигуры. Это происходит в результате разных видов продуктивной деятельности ребенка: рисования, конструирования, лепки.
По мнению Р. Буяновой при восприятии цвета сенсорными эталонами выступают спектральные цвета, так называемые хроматические и ахроматические цвета – белый, серый, черный.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Здесь предполагается знакомство с такими формами как круг, овал, треугольник, квадрат. Более позже может быть добавлена трапеция. В тоже время в отличии от математических представлений целью сенсорного воспитания является умение узнать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.) [1].
Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов [1].
Для успешного овладения сенсорными эталонами детьми используются различные средства. К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды.
Однако, доминирующим средством в формировании сенсорных эталонов на третьем году жизни играет дидактическая игра. Дидактическая игра – это педагогический процесс, с одной стороны это игровой метод обучения детей, включающий самостоятельную игровую деятельность, с другой стороны это средство всестороннего воспитания личности ребенка. Л. А. Венгер [1, c. 31] разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, такие как цвет, форма, величина, расположение в пространстве.
В рамках нашего исследования мы повели диагностическую методику Е. А. Стребелевой «Разбери и сложи матрешку». Задание направлено на проверку развития ориентировки на величину. В исследовании участвовали 5 детей второй группы раннего возраста «Звездочки» МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары. Оборудование: пятисоставная матрешка.
Проведение обследования. Взрослый показывает ребенку матрешку и просит ее разобрать: «Посмотри, что у нее есть там внутри». После рассматривания всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднения проводится обучение.
Обучение. Педагог показывает ребенку, как складывается сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четырехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка. Понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
3 балла – ребенок понимает и принимает задание; складывает матрешку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
2 балла – ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
1 балл – ребенок понимает задание, стремится действовать с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
Рисунок 1 – Распределение испытуемых по уровням сформированности восприятия величины
Диагностика по методике Е. А. Стребелевой «Разбери и сложи матрешку» показала, что средний уровень сформированности развития ориентировки на величину имеют 4 ребенка, что составляет 80%, детей с высоким уровнем нет, 1 ребенок (20%) – низкий уровень. Мы видим, что большинство детей имеют средний уровень сформированности навыка ориентировки на величину.
Таким образом, ранний возраст можно рассматривать как особую ступень сенсорного развития, ведущим новообразованием которой является формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. В этом возрасте возникают представления о свойствах предметов, причем освоение свойств определяется их значимостью в практической деятельности.
Литература:
1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей / Р. Буянова // Социальная работа. – № 12. – 2006. – С. 34–39.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. ‒ Москва: Просвещение, 1988. ‒ 144 с.