Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Нифакина Е.Ф., Куликова Ю.П. КВЕСТ-ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Библиографическое описание:
Нифакина Е.Ф., Куликова Ю.П. КВЕСТ-ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.

Пояснительная записка
Изучение правил дорожного движения в общеобразовательных учебных учреждениях необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно–транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашего города быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. И каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка обучающихся, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Наши дети будут не только пешеходами, им предстоит быть и водителями, поэтому надо донести до их сознания, что пешеходы и водители взаимосвязаны. На дорогах страдают не только пешеходы по вине водителей, но и водители по вине пешеходов. Часто страдают и машины.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Рассчитано на учащихся 3-4 классов, продолжительность - 45 мин. Предлагаемый урок построен на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д., содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и доклады учащихся по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона. Применяются межпредметные связи.

Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме: проводится викторина, выполняются тестовые задания, решаются ситуативные проблемы.

Цель: формирование устойчивых практических умений, навыков безопасного поведения на улице и дорогах в процессе игровой деятельности.

Обучающие задачи:

• расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

• изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

• формирование практических умений пешеходов;

• формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

• освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Развивающие задачи:

• развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

• развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Воспитательные задачи:

• формирование культуры участника дорожного движения;

• воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

• профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

Актуальность:

Всем давно известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у нас на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.

Участникам квест-игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать эрудицию, предоставляется возможность проявить смекалку и продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений.

Оборудование: конверты с вопросами; карточки с ребусами, загадками, дорожными знаками, с кроссвордами, задание по строению велосипеда, медальки, грамоты.

В квесте предложены различные станции:

1. Улица Велосипедистов

2. Переулок Знатоков ПДД

3. Перекрёсток Ребусов

4. Остановка Загадок

5. Улица Дорожных знаков

6. Площадь Кроссвордов

7. Проспект Капитанов

Ход игры

Игра представляет собой соревнование для детей 3-х или 4-х классов. Между командами, состоящими из 5-6 человек. Задача детей состоит в том, чтобы пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать максимальное количество баллов. На выполнение каждой станции даётся не более 5 минут. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций. Обратите внимание: станции необходимо проходить в той последовательности, в которой они у вас прописаны. Ведущий объясняет командам, где находятся станции и с какой каждая команда начинает свой путь Квест рассчитан на 40 минут.

Организационный момент

Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное дорожное путешествие по маршруту «Улица Велосипедная – Проспект Капитанов». Если вы ответите на все вопросы, успешно выполните все задания, отгадаете загадки и кроссворды, то в конце маршрута вас ждёт сюрприз. А теперь – в путь! Желаю успеха.

Предлагаю начать наше увлекательное путешествие с разминки.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.

· Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

· Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

· Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

· Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

· Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

· Кто, держась одной рукой, лихо мчит по мостовой?

· Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

· Кто пинает мяч весёлый на дороге перед школой?

· Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как таблицу умножения»?

· Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

· Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

· Знает кто, что красный свет –это значит хода нет?

· Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

· Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Содержание этапов.

1. Улица Велосипедистов

Участникам необходимо вспомнить строение велосипеда и пронумеровать части велосипеда, предложенные в задании.



2. Переулок Знатоков ПДД

Команда получает зашифрованное правило дорожного движения для пешеходов. Необходимо расшифровать и запомнить.

За правильно расшифрованное правило команда получает 7 баллов (каждое правильное слово 1 балл)

«17, 6, 18, 6. 23, 16, 5, 10 17, 18, 16, 6, 9. 8, 21, 32 25, 1, 19, 20, 30

20, 16, 13, 30, 12 17, 16 17, 6, 26, 6, 23, 16, 5, 15, 16, 14, 21 17, 6, 18, 6, 23, 16, 5, 21»

Расшифровать задание поможет алфавит. У каждой буквы свой номер.

«Переходи проезжую часть только по пешеходному переходу»

3. Перекрёсток Ребусов

На данном этапе участники могут заработать по 1 балу за каждый правильно угаданный ребус.



Ответы (такси, проход, метро, шоссе, улица, водитель, знак,)

4. Остановка Загадок

В этом задании участники должны разгадать загадки. Ответы записывают на листочках. В данном конкурсе можно заработать 6 баллов.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали. (Пешеходный переход)

Наш автобус ехал-ехал,

И к площадочке подъехал.

А на ней народ скучает,

Молча транспорт ожидает. (Остановка)

Рядышком с шоссе лежит,

По ней транспорт не бежит.

Ну а если вдруг беда,

То съезжают все сюда. (Обочина)

5. Улица Дорожных знаков

В данном конкурсе можно заработать 6 баллов.

Ученики должны подписать правильное название данных дорожных знаков.



Ответы (Движение на велосипедах запрещено; Автобусная остановка; Осторожно дети; Пешеходный переход; Жилая зона; Велосипедная дорожка)

6. Площадь Кроссвордов

Заполните кроссворд правильными ответами.



По горизонтали:

1. Хоть и столб, но не забор. Что же это?

2. Пешеходная дорога на какого зверя похожа?

3. Вот полосатый переход, кто же по нему идет?

4. У светофора: красный, желтый, зеленый... Какое слово общее у них?

По вертикали:

2. Ты, конечно должен знать, что означает дорожный...

5. На остановку подъезжает и людей сажает.

6. Как зовут самого высокого милиционера?

7. Кому можно доверить руль в машине?

8. Кто учит детей прыгать, бегать, кувыркаться?

9. Без чего нельзя ездить в общественном транспорте?

Ответы на кроссворд:

по горизонтали: 1. Светофор. 2. Зебра. 3. Пешеход. 4. Свет.

по вертикали: 2. Знак. 5. Автобус. 6. Степа. 7. Шофер. 8. Тренер. 9. Билет.

7. Проспект Капитанов.

На данном этапе команды могут заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ. Отвечают капитаны по очереди.

Блиц – опрос для каждого капитана.

1. Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

2.Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

3.Кто ходит по тротуару? (пешеход)

4.Кто управляет автомобилем? (Водитель)

5.Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

6.Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)

7. По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

8.Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

9.Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

10.С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (с 14 лет)

11. Сколько сигналов у светофора? (Три)

12. На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

13.Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

(«Скорая помощь», «Пожарная», «Полицейская» машины)

14. С какого возраста можно ездить на переднем сиденье? (12 лет)

15. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)

Итог мероприятия. Рефлексия.

Молодцы. Все команды справились с заданиями и завершили прохождение этапов квест – игры «Дорожные приключения». В результате мы вспомнили и закрепили знания. Навыки и практические умения смогли применить в игре для безопасного поведения на улицах и дорогах.

Подведение итогов и награждение победителей.

Победителем квест - игры в командном зачете становится команда, которая пройдет маршрут и наберет наибольшее количество баллов за выполненные задания на игровых точках (станциях).

По итогам квест – игры будут определены победители. Командам – участникам будут вручены медали за участие.

Список используемой литературы.

1. Правила дорожного движения с примерами и комментариями. Изд-во – Питер СПб, 2020, 160 с.

2. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 2008.

3. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002

Ссылки:

https://infourok.ru/kvest-igra-po-pdd-doroga-ekzamen-kazhdiy-den-klassi-3885760.html?ysclid=le2obcj7qg155695821

Приложение 1

Маршрутный лист

Название станций

Баллы

1. Улица Велосипедистов

2. Переулок Знатоков ПДД

3. Перекрёсток Ребусов

4. Остановка Загадок

5. Улица Дорожных знаков

6. Площадь Кроссвордов

7. Проспект Капитанов

Общее количество баллов