Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Евдокимова Ю.В. КОНСПЕКТ УРОКА «ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (4-Й КЛАСС)

Евдокимова Юлия Владимировна
учитель начальных классов, МОУ ООШ № 5, Челябинская область, г. Южноуральск

Библиографическое описание: Евдокимова Ю.В. Конспект урока «Проектная задача по русскому языку» (4-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Название проектной задачи

Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения частей речи»

Предмет

Русский язык

Класс

4 «б»

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая

Цели и педагоги ческие задачи (пе дагогический за мысел)

1. Обучение младших школьников совместному решению задач.

2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения частей речи

3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем

4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей

Знания, умения и способы действий, на которые опира ется задача

Русский язык

Четвероклассники освоили принципы деления слов на группы, знают и определяют постоянные и изменяемые признаки

Общеучебные умения

• работа в группе (коммуникатив ная компетентность): организация работы, распределение заданий между участника ми группы в соответствии с общей струк турой задачи и возможностями участни ков, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестан дартных условиях;

• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;

• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — схему для учащихся младших классов

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценива ется:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится пу тем экспертного наблюдения и оформля ется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в про цессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе



Замысел проектной задачи.

Детям предлагается изготовить для младших школьников пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить части речи. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из частей речи). Каждая из групп получает техническое задание:

1. распределить задания внутри группы;

2. рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данной части речи;

3. составить рассказ по схеме о части речи;

4. проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно эту часть речи.

Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схемы (на листах А 4), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про части речи.

Описание проектной задачи.

I. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.

- Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать части речи. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в изученном материале по теме «Части речи»

1 слайд презентации.

II. Повторение изученного материала

Повторение идёт с помощью следующего алгоритма-плана (составляется вместе с детьми):

1) Название части речи, самостоятельная или служебная;

2) Что обозначает;

3) На какие вопросы отвечает;

4) Признаки;

5) Привести наглядные примеры.

Задание №1. 2 слайд презентации.

Учащиеся делают работу самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное.. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этой части речи, приводят свои примеры.

3 слайд презентации.

4 слайд презентации.

5 слайд презентации.

Задание № 2.

Детям предлагается др. упражнение,

6 слайд презентации.

И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику …, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие …

7 слайд презентации.

Задание № 3.

Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания … + … и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему «…». По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.

8 слайд презентации.

III. Самостоятельная проектная деятельность учащихся.

9 слайд презентации.

На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.

Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.

Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить части речи.

Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материалы наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.

Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.

Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.

После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 15 минут.

10 слайд презентации.

Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы.

11 слайд презентации.