Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОПЫТ РАБОТЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ»

Щетинина Ирина Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №17»
Свердловская область
Верхотурский район
п.Привокзальный
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологий в ДОУ»
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни, ведь Здоровье – самое ценное, что есть у человека. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает здоровье как одно из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства, Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – рационально правильная подборка методов и форм организации работы с детьми при использовании здоровьесберегающих технологий.
Наш детский сад и в частности я, по данному направлению работаем уже много лет. Нами было отмечено, что большинство детей, поступающих в ДОУ имеют неврозы, нарушения характера, соматическую ослабленность. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, утомляемостью, вспыльчивостью, замкнутостью, гиперактивностью. Педагоги сталкиваются с такими проявлениями детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость. Эти особенности приводят к трудностям в общении и обучении детей, притом, когда мы наблюдаем, что такие проблемы соматического и психического характера вызваны рядом факторов:
- хронический психогенный стресс у родителей, закреплённый генетически;
- ухудшение экологической обстановки (некачественная вода, химические добавки в продуктах питания);
- значительное ограничения двигательной активности (длительное пребывание перед телевизором или компьютером);
- вредные привычки родителей;
- неблагоприятные социальные факторы.
Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей, но и улучшению адаптивных возможностей детского организма.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В своей работе мы используем следующие группы здоровьесберегающих технологий
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Фитболгимнастика, физкультурные занятия с элементами Хатка-Йоги, стрейчинга, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
Для данной технологии разработаны комплексы игр и упражнений.
*Фитболгимнастика – гимнастика на больших мячах. Разработана программа направленная на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и интереса к занятиям физической культуры.
Программа рассчитана для детей с 3 до 7 лет.
*Динамические паузы предназначены для предупреждения переутомления и снижения работоспособности детского организма в течение всего дня. Такие паузы включают в себя подвижные и хороводные игры, физкультурные минутки, различные виды гимнастик (пальчиковые, для глаз, дыхательные, музыкально-ритмические и т.д.). Данные методики, имеют свои определенные цели, поэтому упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей детей и соответствуют тематическим неделям образовательной программы. Динамические паузы не только развлекают детей, поднимают настроение, но и способствуют установлению дружелюбной атмосферы в коллективе.
Динамические гимнастики: утренняя и бодрящая после сна, цель таких гимнастик «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность..
*Релаксационные упражнения, направленные на глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Цель релаксации: способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. При подборке комплекса релаксационных упражнений, мы должны учитывать специфику детского восприятия, т.к. при выполнении упражнений встречаются единичные случаи детей, которые после их выполнения испытывают напряженность, страх и т.д. Причинами возникновения такого поведения могут быть различными: неправильное понятие и, следовательно, не правильно выполненное упражнение; неадекватность психики ребенка, которая не позволяет ему заниматься релаксацией в коллективе. Поэтому все упражнения носят образный характер и проводятся в игровой форме, используя спокойную музыку.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
*Физкультурные занятия проводятся в ДОУ согласно СанПиН, 2 занятия в неделю в спортивном зале, 1 на улицу, с учетом погодных условий. На занятиях сохраняется основная структура, но применяются элементы упражнений Хатха-Йоги и упражнения игрового Стретчинга.
Хатха-Йога – упражнения на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует ни каких снарядов и специальных упражнений, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз.
Игровой Стретчинг - комплекс упражнений на растягивание и расслабление соединительной и мышечной ткани, делает мышцы более подвижными, предотвращает боли и дискомфорт после нагрузки, развивает гибкость и улучшает эластичность связок и мышц.
*Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому ее рассматривают как одно из главных средств воспитания. В данной технологии мы используем проблемно-игровые методы.
Игротренинги – служат для повышения двигательной активности детей в течении всего дня пребывания ребенком ДОУ. Дети очень любят «Зверобатику», это игра перевоплощение, точнее, это элементарные перемещения детей, включающуюся в любую спортивную игру или тренировку. «Двигательные сказки»- используются с мнемотаблицами (эмблемы), с ее помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс, который производится в стихотворной форме.
Игротерапия – считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Нами поободран сборник игр для снятия психоэмоционального напряжения. Такие игры мы проводим во время утреннего и вечернего круга, во время свободной деятельности детей. Применяем игротерапию при разрешении конфликтных ситуаций. Например «Воробьиные драки», цель такой игры направлена для снятия физической агрессивности детей. Дети в данной игре могут «подраться» но необычным способом, а например, на корточках потолкаться без рук и т.д, и вы увидите к чему это приводит – всем становится очень весело, и дети забывают что было пару минут назад.
Коммуникативные игры – еще одна из форм в данной технологии, которая направлена на развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. В процессе игр происходит обмен новой информацией, взрослый передает способы познавательной деятельности, дети обучаются и запоминают. Например, во время таких игр, дети обучаются элементарным правилам оказания первой помощи в различных ситуациях при помощи мнемотаблиц и наглядных картинок-инструкций.
*В технологию обучения здоровому образу жизни входит серия занятий «Я и мое здоровье», разработанная нами программа направлена на валеологисческое образование дошкольников с 2 до 7 лет. Программа предусматривает три уровня осваивания программного материала.
Первый уровень валеологических знаний и умений (для детей 2-5 лет) – это подводящие знания, которые преследовали задачи по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков по уходу за своим телом, знакомство с общими сведениями о строении тела ребенка. Данный этап предполагает использование игровых приемов.
Второй уровень (для детей 5-6 лет) – где дети овладевали элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т.е. теми знаниями, которые доступны для изучения и наблюдения; знакомство с основами первой помощи при травмах, безопасного поведения. Дети приобретают навыки ухода за органами, сохранения и укрепления осанки, использования релаксации, развитие физических качеств.
Третий уровень (для детей 6-7 лет) направлен на знакомство с внутренними органами человека, их гигиеной, первой помощи при несчастных случаях.
3.Коррекционные технологии.
В работе с детьми мы используем несколько видов коррекционно-развивающейся и профилактической направленности.
*Артикуляционные гимнастики, они занимают одну из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В своей практике мы используем игры и упражнения уже с младшего дошкольного возраста, с целью профилактики возникновения речевых нарушений так как, все дети дошкольного возраста (до 60%), имеют речевые недостатки. Специально подобранные упражнения для подвижности речевых органов, тренировки их мышц, данные упражнения способствуют не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, ее темпа, ритма, разборчивости. С более сложными речевыми недостатками, занимается специалист ДОУ- логопед.
*Психогимнастика, направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Такая гимнастика отличается от релаксационных упражнений в использовании специально подобранном комплексе этюдов. Психогимнастика так же способствует преодолению страха, тревожности, агрессивности. Проводится после более активной деятельности детей.
*Коррегирующая гимнастика- это разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики, представляющая собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника, оказывает общеукрепляющее действие на организм. Применяется нами в утренние часы (утренняя гимнастика), во время занятий физической культуры и во время занятий связанные с более трудоемким процессом.
*Один из наиболее любимых детей методов здоровьесберегающей системы в ДОУ – сказкотерапия.
Чтение художественной литературы в ДОУ необходимо для восприятия целостной картины мира ребенка через книгу. Но чаще дети просят рассказать и поиграть в «Волшебные сказки» - цикл занятий с элементами сказкотерапии. Данный цикл направлен на активацию творческого мышления, воображения и фантазии ребенка, имитивизацию лучших черт ребенка, а так же снятия эмоционального и телесного напряжения. Каждое занятие включает в себя несколько этапов прохождения сказки.
1 этап «Ритуал (или минута) вхождения в сказку». На данном этапе происходит эмоционально-положительный настрой детей на сказку (предстоящие действия). На данном этапе с детьми проводятся дыхательная гимнастика или релаксационные упражнения, это зависит от самой сказки.
2 этап «Чтение сказки», ее начало. На данном этапе ставятся проблемные ситуации, которые дети должны будут решать по ходу всей сказочной истории.
3 этап «Решение сказочных задач». Этап может включать в себя следующие методы и приемы:
*психогимнастические медитации, этюды с элементами психогимнастики, тренинговые и когнитивные упражнения, такие методы и приемы связаны с движениями-перевоплощения, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта;
*изотерапия (сказкотерапевтическое рисование) – как метод здоровьесберегающей системы направлен на повышение эмоционално-положительного фона воспитанников. В сказкотерапии направлен на спонтанное рисование. Дети самостоятельно выбирают материалы для творчества и сюжет, услышанный ими в сказке по своему желанию и внутреннему состоянию, затем воспроизводят его на бумаге, по окончанию работы делятся своими впечатлениями со сверстниками;
*музыкатерапия. В сказкотерапии направлен на развитие двигательной активности детей, снятия эмоциональной напряженности. В сказкотерапии широко используются такие формы как: игры различной подвижности, танцевально-ритмические игры-упражнения, музыкально-терапевтические игры, музыкальное моделирование.
4 этап заключительный «Выход из сказки», это то же некий ритуал, в который входят рефлексия и заключительное релаксационное упражнение.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование специальных форм здоровьесберегающих технологий в комплексе, в системе оздоровления детей в ДОУ приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников, формируя у них стойкую мотивацию к введению осознанного здорового образа жизни. Поэтому, здоровьесберегающая система это приоритетное направление нашего ДОУ.

Навыки применения оказания первой помощи.

«Береги зубы с молода»-одно из занятий программы «Я и мое здоровье»

Коррегирующая гимнастика после сна с элементами фитболгимнастики

Физкультурное занятие с элементами Хатха-Йога

Физкультурное занятие с элементами игрового стретчинга
Октябрь 2021