Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Лыжова О.Н. АЗБУКИ АНДРЕЯ УСАЧЁВА КАК ИСТОЧНИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В 1-М КЛАССЕ

Библиографическое описание:
Лыжова О.Н. Азбуки Андрея Усачёва как источник дополнительного материала в 1-м классе // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

Азбука является частью учебно-методического комплекта по системе традиционного обучения, предназначена для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы. Главной целью обучения считается обогащение словарного запаса учащихся и ускорение процесса становления техники чтения. Знакомя детей с новой буквой, всегда хочется сделать урок не только интересным, но и познавательным. Так же задачей является закрепление в сознании детей изучаемой буквы. Анализируя детскую литературу, нас заинтересовал современный детский писатель Андрей Алексеевич Усачёв. Оказалось, что среди книг писателя насчитывается больше десяти азбук. Каждая из них несёт в себе не только образовательный, но и познавательный материал. Первое чего мы коснулись в своем исследовании – «Весёлый звукарь» и «Весёлый букварь». В «звукаре» акцент делается на изучения звуков окружающего мира. Например, знакомя с буквой «Р р» и звуками [р] и [р′], дается стих:

-Ры-ры-ры,

Рры-рры-рры…

Звук летит из конуры:

Рексик маленький ревёт –

Кость никак не р-р-р-разг-р-р-р-рызёт!

Использование в стихотворении повторяющегося звука помогает детям формировать умение слушать, различать и воспроизводить изучаемый звук. Так же такой прием способствует выработке дикции ребенка. А вот «Весёлый букварь» знакомит читателя с буквами русского алфавита, объясняются гласные и согласные буквы. При изучении дается стих, где изучаемая буква повторяется несколько раз. Например, буква «У у»:

Бурундук залез в сундук,

Белый вылез бурундук.

В сундуке была мука,

Не узнать бурундука.

Этот прием так же позволяет быстрее запомнить не только букву, но и помогает различать звук среди других. На наш взгляд, материал из «Веселого звукаря» может быть полезен при изучении добуквенного периода, где дети только начинают знакомиться со звуками. «Веселый букварь» будет полезен при изучении букв.

Помимо, «Весёлого звукаря» и «Весёлого букваря» у Андрея Усачёва большое количество азбук, посвященные разным темам: «Азбука Бабы Яги», «Морская азбука», «Азбука для Буки», «Азбука Деда Мороза», «Музыкальное дерево», «Большая грибная книга», «Забавная зоология», «Азбука умной собачки Сони», «Звездная книга» и другие. Каждая из них содержит несколько стихотворений на изучаемую букву определённой тематики. Например, в «Азбуке Бабы Яги» происходит знакомство не только с буквами, но и во всем сказочным миром: и с водяным, и с лешим, и с котом Баюном, и с Василисой Премудрой, и со многими другими. Такой прием позволяет не только познакомится с буквой, но и расширить свои знания в области сказок. Например:

Жар-птица

В хозяйстве всегда пригодится:

И жарит, и парит, и светит Жар-птица.

Избушку прогреет быстрее, чем печь…

Но если обидите – может поджечь!

Интересно, что даже на такие трудные буквы, как Й, Ь, Ы, Ъ, Э писатель находит замечательные строки. Например, на букву «Й, й»:

Йогурт придумала Баба Яга:

Там, где молочной реки берега,

Высыплет ягод корзину –

Клюкву, бруснику, малину…

И Йогурт выходит отличныЙ,

КлюквенныЙ и земляничныЙ!

Помимо «Азбуки Бабы Яги» у автора есть и «Азбука Деда Мороза», посвященная зимней тематике. Даются пояснения таких понятий как айсберг, буран, гололёд, иней и другие. Все стихи шуточные, в них нет строгого энциклопедического объяснения понятий. Всё написано в простой и понятной детям форме. Например:

Айсберг по морю плывёт,

Как огромный пароход

Или стоэтажный дом,

Весь покрытый сверху льдом.

Повстречав его, суда

Удирают, кто куда:

Это –АЙ… Это – АЙ…

Это АЙСБЕРГ! Уплывай!

Для детей, которые интересуются морем и живым миром в нём, существует «Морская азбука». Она нас знакомит с обитателями морских глубин. Например:

Цветёт и летом и зимой

На дне морском Актиния.

То жёлтая, то красная,

То белая, то синяя.

Красив её букет на вид,

Но он при этом ядовит.

И если кто его сорвать

Захочет по ошибке,

Актиния добычу – хвать!

И нет несчастной рыбки!

Для детей, которые интересуются животным миром, писатель создал книгу, под названием «Забавная зоология». В книге на каждую букву собраны разные животные и уже знакомые детям, и те, с кем им ещё придется познакомится. Например, знакомит с таким животным, как гуанако:

Очень странный зверь,

Однако,

Этот самый Гуанако:

Без горба, но почему-то

Люди видят в нём верблюда.

Осенью для детей будет полезна «Большая грибная книга», где на каждую букву русского алфавита можно познакомиться с различными грибами. Книга содержит очень познавательный материал, даже взрослые могут найти в ней много полезного для себя. Всем знакомы такие грибы как подберёзовик, груздь, опята, чага, но не все знают о таких грибах, как ивняк, мокруха, синяки, устулину и другие. Например:

Эти синие грибы

Называют – Синяки.

И хотя они съедобны,

Не берут их грибники.

Как-то несерьёзно.

Что ты скажешь маме:

- Я из леса поздно

Вернулся с синяками?!

Занимательной нам показалась книга «Азбука для Буки», которая обозначается как пособие, созданное специально для взрослых инопланетян и маленьких детей. Книга содержит небольшие рассказы о пребывании инопланетян на Земле и знакомство их с русским алфавитом. Каждый рассказ – это новый день и новая буква. Книга интересна, ещё тем, что она написана как обычный рассказ, но заключает в себе основы русской грамоты.

В соавторстве с Г.Дядиной у А.Усачёва написано две книги «Музыкальное дерево» и «Звёздная книга». Первая посвящена знакомству с музыкальными инструментами. Книга предназначена для среднего школьного возраста, хотя использование, на наш взгляд, в начальной школе данной книги будет полезной. В ней рассказывается не только обо всем известных инструментах, такие как рояль, пианино, но и такие как жалейка, янцинь. Так же знакомят с ризничными музыкальными понятиями, например, с жанром народной песни альпийских горцев – йодалем. «Звездная книга» посвящена изучению звездного мира и космического пространства.

Все перечисленные книги, можно использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и литературного чтения, они несут в себе не только познавательный материал, но и помогают детям в запоминании буквы или звука. Андрей Усачёв пишет очень простым и понятным языком, что нравиться детям, ведь они могут познавать удивительный мир книг самостоятельно. Так же в стихах и рассказах есть ирония и юмор, который заставляет смеяться не только детей, но и взрослых.

Библиографический список:

1. Усачёв А.А. Азбука Деда Мороза. – СПб.: Акварель, Команда А, 2013. – 48 с.: ил. – (Разноцветные азбуки)

2. Усачёв А. Азбука Бабы-Яги. – М.: АСТ, 2008. – 64 с.: ил.

3. Усачёв А. Азбука для Буки. – М.: Махаон, 2012. – 176 с.: ил. – (Весёлая компания)

4. Усачёв А. Большая грибная книга. – СПб.: Азбука, 2012. – 64 с.: ил. – (Весёлые уроки профессора АУ)

5. Усачёв А. Весёлый букварь. Пособие для дошкольников, школьников и послешкольников: стихи. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 48 с.: ил. – (Весёлые уроки)

6. Усачёв А. Весёлый звукарь: Стихи. – СПб.: Азбука, 2010. – 48 с.: ил. – (Весёлые уроки профессора АУ)

7. Усачёв А. Забавная зоология: Стихи. – СПб.: Азбука, 2015. – 80 с.: ил. – (Весёлые уроки)

8. Усачёв А., Дядина Г. Звездная книга. Поэтическая астрономия для людей любого возраста. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 64 с.: ил. – (Весёлые уроки)

9. Усачёв А., Дядина Г. Музыкальное дерево. Уроки музыки для всей семьи. – СПб.: Азбука, 2013. – 48 с.: ил. – (Весёлые уроки профессора АУ)

10. Усачёв А. Морская азбука. – СПб.: Акварель, Команда А, 2012. – 48 с.: ил. – (Разноцветные азбуки)