Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Плотникова М.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Плотникова Марина Серафимовна
учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка

Библиографическое описание: Плотникова М.С. Применение метода интеллект-карт в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Наше современное общество ставит перед образованием важные задачи. Современный выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Это развитие критического мышления, проектные технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационная технологии, игровые технологии и др. Цель обучения с позиции учителя состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи. Для этого и нужны новые, современные методы работы.

Многообразие общеизвестных технологий не значит, что педагоги остановились только на их использовании. На самом деле новые технологии будут появляться в образовании постоянно, так как процесс обучения не будет успешным, если в педагогике не будет никаких изменений. Многообразие методов и приёмов зависит от творчества, креативности педагогов. С каждым годом появляются новые приёмы и методы, новые наработки. Одним из них является использование в работе ментальных карт (интеллект – карт, карт ума, карт памяти), которые дети с удовольствием составляют. Автором данной методики является британский психолог Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации, изложил в своей книге «Супермышление».

Ментальная или интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным. При использовании интеллект карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Можно сказать, что по сути своей, ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.

Правила составления ментальных карт.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Ветви должны быть изогнутыми, как ветви дерева. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста. Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями

Составление ментальных карт в начальной школе.

В первом классе мы просим детей рассказать о себе, о своей семье, о хобби и т.д. Некоторые учителя просят нарисовать рисунок, сопровождающий рассказ. Вот здесь как раз и можно использовать ментальную карту вместо рисунка.Использование интеллект - карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:

1) информационной компетентностью учеников:

выделение познавательной цели, поиск информации, формирование понятий и установление связей между ними, структурирование знаний, кодирование, перекодирование и моделирование, синтез, анализ, классификация, систематизация и обобщение;

2) коммуникативной компетентностью учеников:

общение и взаимодействие, учебное сотрудничество, умение дискутировать, умение работать в паре, умение работать в малой (4 человека) группе;

3) личностным и регулятивным развитием учеников: самопознание, самоопределение, саморегуляция, творческое развитие.

Ментальные карты помогают оптимизировать такие образовательные процессы, как: актуализация знаний обучающихся, организация поиска решений задач проблемной учебной ситуации, анализ и систематизация информации, создание презентаций, написание реферата, доклада, статьи. Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту. При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания.Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с изображением птиц. Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном месте ментальной карты. Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме. Использование ментальных карт на уроках может проходить в разных формах. Можно использовать готовые карты ума в виде слайдов или на плакатах, можно приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов, по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке, организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учеников по использованию готовых ментальных карт и построению собственных. Например, во 2 классе я использовала интеллект - карты при изучении темы «Имя существительное». На каждом уроке дети узнавали что-то новое, учились графически обозначать и заносить в ментальную карту. Информация, нанесённая на карту на предыдущих уроках, позволяла организовать наглядное повторение.

Использования ментальных карт предполагает повторение материала. Первое повторение необходимо в конце урока, второе – дома, последующие – на уроках с определённым интервалом. В 4 классе при изучении темы «Имя существительное» я предложила ребятам дома составить ментальную карту по данной теме. На уроке ученики, работая в группе, обсудили составленные карты, исправили недочёты. Была составлена карта «Имя существительное». Дома дети повторили тему по карте. На следующих уроках изученный материал проговаривался учениками. В конце изучения темы, во время проверки знаний, ребятам было предложено заполнить основу ментальной карты. На уроках чтения можно использовать для запоминания стихотворения, составления рассказа о литературном герое, пересказе текста. Большие возможности использования ментальных карт имеются при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Таким образом, интеллект - карты созвучны содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Учитывая особенности использования карт в начальной школе, возможно, повысить качество образовательных результатов. «Карты разума» помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. От других методов интеллект - карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика построения интеллект – карт очень проста и может быть использована на любом уроке в начальной школе.

Библиографический список

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОСО РАО, 1994 – 228 с.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008 – 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007-120 с.