Библиографическое описание:
Наталья И.К. Мастер-класс "Мотивация - путь к успеху!" // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Цель: познакомить с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
3. Развитие коммуникативной компетентности педагогов.
4. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Прогнозируемые результаты:
1. Расширение знаний о возможностях использования различных методов мотивации в образовательном процессе.
2. Получение участниками мастер-класса практических навыков использования перечисленных методов в образовательном процессе.
Форма проведения: деловая имитационная игра.
Материально-техническое оснащение мастер-класса: компьютер, интерактивная доска.
Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал.
Ход мастер-класса:
I. Подготовительно-организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Всегда (безымянный)
И во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- Вы чувствуете тепло ладони своего соседа по парте? Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
- За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете.
- Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео)
- Посмотрите одну притчу (видео)
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок как эта бабочка чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.
Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху.
- Тема моего мастер класса: Мотивация-путь к успеху!
- И цель – познакомить вас с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху!
- Что же такое мотивация?
- Мотивация - побуждение, вызывающее активность.
В основе мотивации, как говорят психологи, лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
II Основная часть
В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.
- И важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Государство уделяет большое внимание этой проблеме.
- В августе 2018 г. был принят нацпроект «Образование», в котором первый проект «Современная школа» направлен на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.
На разных этапах урока я использую различные методы мотивации.
- В начале нашей беседы мы с вами провели психологический тренинг, который может быть использован учителем на для создания благоприятного настроя на урок.
- Повышению мотивации к изучаемой теме способствует прием интригующее начало. Например: видео, отрывки из мультфильмов, загадки, аудиозапись, яркие сказочные образы героев, анаграммы, пазл.
Например: - О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке нам поможет узнать собранный вами пазл.
Психологи считают, что собирание пазлов способствует развитию у человека таких качеств, как произвольное внимание, восприятие, образное и логическое мышление, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук и так далее.
- Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.
- Уважаемые участники, предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить школьные годы.
- Вспомните, чему вас учили в школе?
- С какими трудностями вы сталкивались, будучи учениками?
- Легко ли вам давалась учёба?
Могу ли сделать следующий вывод, что учиться, не всегда легко, это большой труд. Учиться легко тогда, когда у тебя все получается.
- Что вы чувствовали, когда вас критиковали?
- А когда вас подбадривали?
- Что вы чувствовали, когда хвалили?
- Что чувствовали вы, когда критиковали?
- Коллеги, тоже чувствуют наши дети.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Нужно больше хвалить детей и тогда у них все получится.
- В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал. Также на уроке применяю информационно-компьютерные технологии.
- В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра (это может быть «Я – художник!», «Я – мастер!», Я – артист!», «Я – путешественник!», «Я – первый!», «Я – мыслитель!»).
- Уважаемые жюри, как Вы успели заметить, для ученика очень важны поддержка и - похвала, которые создают не только настроение, но и позволяют повысить качество обучения. Обратимся к высказываниям великих.
- Сухомлинский утверждал, что успех в учении единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей…
Большую роль в создании ситуации успеха играет речь учителя. То, какие он говорит слова, как строит фразы, с какой интонацией их произносит.
- Макаренко утверждал, что вы станете настоящим мастером+, если произнесёте одну и ту же фразу с 18 – ю разными интонациями.
- Уважаемые жюри, предлагаю Вам, потренироваться в данном искусстве и произнести фразу «иди к доске» по - разному.
- Вы настоящие мастера своего дала.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
На этапе оценивания ученик должен четко понимать, за что и как его будут оценивать.
Сейчас я предлагаю вам нарисовать за минуту ДОМ.
- Поставьте себе оценку за выполненную работу.
- Теперь поменяйтесь с соседом по парте рисунками и оцените работу соседа. Оценки совпали?
- А теперь я зачитаю вам критерии оценивания: 1 балл – труба, 1 балл – крыльцо, 1 балл – ступеньки, 1 балл – окно, 1 балл – дверь.
- Соответственно, общее количество баллов – 5. Поставьте себе оценку в соответствии с критериями. Теперь совпали?
- Какой делаем вывод? Критерии оценивания должны быть понятны, знакомы. Должна присутствовать самооценка и анализ оценки.
- На конечном этапе урока часто использую составление синквейнов. Синквейн — это один из приемов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Синквейн — это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – синоним к первому слову.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Давайте и мы попробуем составить синквейн. На первой строке пишем слово мастер-класс. А дальше работаем самостоятельно.
III. Заключительный этап
- Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Посмотрите, какая она маленькая, беззащитная. Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?!
- А теперь вспомните: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – ребенка?
- Помните, это ребенок! Он вам верит, любит вас, ищет защиты. Не обманите его надежд!
Наталья И.К. Мастер-класс "Мотивация - путь к успеху!" // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Цель: познакомить с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
3. Развитие коммуникативной компетентности педагогов.
4. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Прогнозируемые результаты:
1. Расширение знаний о возможностях использования различных методов мотивации в образовательном процессе.
2. Получение участниками мастер-класса практических навыков использования перечисленных методов в образовательном процессе.
Форма проведения: деловая имитационная игра.
Материально-техническое оснащение мастер-класса: компьютер, интерактивная доска.
Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал.
Ход мастер-класса:
I. Подготовительно-организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Всегда (безымянный)
И во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- Вы чувствуете тепло ладони своего соседа по парте? Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
- За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете.
- Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео)
- Посмотрите одну притчу (видео)
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок как эта бабочка чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.
Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху.
- Тема моего мастер класса: Мотивация-путь к успеху!
- И цель – познакомить вас с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху!
- Что же такое мотивация?
- Мотивация - побуждение, вызывающее активность.
В основе мотивации, как говорят психологи, лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
II Основная часть
В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход.
- И важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Государство уделяет большое внимание этой проблеме.
- В августе 2018 г. был принят нацпроект «Образование», в котором первый проект «Современная школа» направлен на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.
На разных этапах урока я использую различные методы мотивации.
- В начале нашей беседы мы с вами провели психологический тренинг, который может быть использован учителем на для создания благоприятного настроя на урок.
- Повышению мотивации к изучаемой теме способствует прием интригующее начало. Например: видео, отрывки из мультфильмов, загадки, аудиозапись, яркие сказочные образы героев, анаграммы, пазл.
Например: - О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке нам поможет узнать собранный вами пазл.
Психологи считают, что собирание пазлов способствует развитию у человека таких качеств, как произвольное внимание, восприятие, образное и логическое мышление, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук и так далее.
- Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.
- Уважаемые участники, предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить школьные годы.
- Вспомните, чему вас учили в школе?
- С какими трудностями вы сталкивались, будучи учениками?
- Легко ли вам давалась учёба?
Могу ли сделать следующий вывод, что учиться, не всегда легко, это большой труд. Учиться легко тогда, когда у тебя все получается.
- Что вы чувствовали, когда вас критиковали?
- А когда вас подбадривали?
- Что вы чувствовали, когда хвалили?
- Что чувствовали вы, когда критиковали?
- Коллеги, тоже чувствуют наши дети.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Нужно больше хвалить детей и тогда у них все получится.
- В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал. Также на уроке применяю информационно-компьютерные технологии.
- В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра (это может быть «Я – художник!», «Я – мастер!», Я – артист!», «Я – путешественник!», «Я – первый!», «Я – мыслитель!»).
- Уважаемые жюри, как Вы успели заметить, для ученика очень важны поддержка и - похвала, которые создают не только настроение, но и позволяют повысить качество обучения. Обратимся к высказываниям великих.
- Сухомлинский утверждал, что успех в учении единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей…
Большую роль в создании ситуации успеха играет речь учителя. То, какие он говорит слова, как строит фразы, с какой интонацией их произносит.
- Макаренко утверждал, что вы станете настоящим мастером+, если произнесёте одну и ту же фразу с 18 – ю разными интонациями.
- Уважаемые жюри, предлагаю Вам, потренироваться в данном искусстве и произнести фразу «иди к доске» по - разному.
- Вы настоящие мастера своего дала.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
На этапе оценивания ученик должен четко понимать, за что и как его будут оценивать.
Сейчас я предлагаю вам нарисовать за минуту ДОМ.
- Поставьте себе оценку за выполненную работу.
- Теперь поменяйтесь с соседом по парте рисунками и оцените работу соседа. Оценки совпали?
- А теперь я зачитаю вам критерии оценивания: 1 балл – труба, 1 балл – крыльцо, 1 балл – ступеньки, 1 балл – окно, 1 балл – дверь.
- Соответственно, общее количество баллов – 5. Поставьте себе оценку в соответствии с критериями. Теперь совпали?
- Какой делаем вывод? Критерии оценивания должны быть понятны, знакомы. Должна присутствовать самооценка и анализ оценки.
- На конечном этапе урока часто использую составление синквейнов. Синквейн — это один из приемов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Синквейн — это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – синоним к первому слову.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Давайте и мы попробуем составить синквейн. На первой строке пишем слово мастер-класс. А дальше работаем самостоятельно.
III. Заключительный этап
- Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Посмотрите, какая она маленькая, беззащитная. Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?!
- А теперь вспомните: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – ребенка?
- Помните, это ребенок! Он вам верит, любит вас, ищет защиты. Не обманите его надежд!