Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

ПРОЕКТ «И.Я. ЯКОВЛЕВ – ВЕЛИКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЧУВАШСКОГО НАРОДА»

Казакова Людмила Геннадьевна
педагог-психолог
Алексеева Алевтина Николаевна
учитель-логопед
Андреева Марина Валерьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 176», Чувашская Республика, г. Чебоксары

Актуальность проекта. Постановка проблемы

2022 год объявлен в Чувашии Годом выдающихся земляков. Это дань уважения и признательности уроженцам республики, внесшим значительный вклад в её государственное, экономическое, культурное, социальное развитие. «Наша задача – вспомнить каждого, кто стал известен в своей отрасли, сделал вклад в развитие республики, вписал свое имя в историю и вместе с этим прославил чувашский народ», – отметил Глава Чувашии Олег Николаев.

В настоящее время остро встаёт проблема воспитания патриотизма у детей, а патриотизм, прежде всего, базируется на знании истории своего народа, своей малой родины. Поэтому так необходимо создавать условия для воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие, ведь только человек, знающий свои корни, может вырасти настоящим человеком, человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания у детей этих нравственных качеств. Чем младше ребёнок, тем больше можно оказать влияние на формирование его мировоззрения, чувств, поведения. Изучение жизни и творчества великих людей и есть значительная часть познания исторического наследия. Работа по данному проекту не сводится только к знакомству дошкольников с жизнью и творчеством Ивана Яковлевича Яковлева, она ставит задачи развития общей культуры ребёнка, расширения его кругозора о культурном наследии нашей родины, задачи нравственного воспитания и развития личности.

Вклад Ивана Яковлевича Яковлева неоценим в культурное возрождение чувашского народа. Его идеи открыли дорогу к науке для всех будущих поколений нашего народа. Многим чувашским детям Иван Яковлевич помог выбрать жизненный путь. И очень важно создать необходимые условия для того, чтобы нынешние дошкольники проявили интерес к этой теме, узнали как можно больше о личностях, которыми можно и нужно гордиться, о земляках с которых можно и нужно брать пример.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с одним из выдающихся и знаменитых людей Чувашии – Иваном Яковлевичем Яковлевым.

Задачи проекта:

v Познакомить детей с педагогом – просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым.

v Формировать у детей представление о культуре и истории чувашского народа, способность воспринимать и понимать его.

v Повысить мотивацию детей к изучению истории своей семьи и родного края.

v Воспитывать уважительное отношение к достижениям соотечественников.

v Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

v Обобщать и расширять знания детей о выдающихся земляках.

Определение предмета исследования.

Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, своей Республике, выдающимся людям, прославившим наш край.

Выдвижение гипотезы.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, сумеет передать своему воспитаннику то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга. И чем раньше начинается работа по патриотическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.

Тип проекта: краткосрочный, информационный, практико-ориентированный, творческий, игровой.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 1, воспитатели, учитель-логопед родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Сроки проекта: 19-25 апреля.

Ожидаемый результат:

v Повышается уровень знаний дошкольников об одном из выдающихся людей Чувашии.

v Формируются у дошкольников основы патриотизма.

v Формируется представление о последовательности событий в жизни своей Республики.

v Знакомство детей с чувашской азбукой и чувашской письменностью.

v Развивается чувство ответственности и гордости за достижения своей малой Родины.

Ресурсы проекта

Нормативно-правовые

Программно-методическое

Кадровое

Материально-технические

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 29.12.2017);

2. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151«Об утверждении федеральных государственных требований»;

4. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

5. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дрофеевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2021.Республиканская программа «Программа воспитания ребёнка - дошкольника» (О.В.Драгунова) в познавательной деятельности задачи формирования представлений о Чувашии.

2. Примерная программа обучения чувашскому языку русскоязычных дошкольников / С.Г. Михайлова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016.

3. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаевой, 2015.

4. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» / Л.Б. Соловей, 2015.

1. Воспитатели подготовительной группы № 1

2. Учитель-логопед подготовительной группы № 1

3. Музыкальный руководитель

1. Интерактивная доска

2. Презентации и учебные фильмы по теме проекта;

3. Фотоальбомы и иллюстрации с изображением И. Я. Яковлева, его книг и др.;

4. Книги И.Я. Яковлева;

5. Чувашская азбука;

6. Картотека чувашских дидактических и подвижных игр.



Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.Определение целей и задач проекта;

2.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей; 3. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

5. Оформление информации для родителей по теме проекта;

4.Проведение индивидуальных бесед с родителями по теме проекта;

5.Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

6.Изготовление дидактических игр

1. Непрерывно-образовательная деятельность

2. Проведение бесед на тему «Великий чувашский просветитель», «Чувашский алфавит», «Книги И.Я. Яковлева»;

3. Презентации «Иван Яковлевич Яковлев», «Чувашская письменность»;

4.Просмотр видеофильмов;

5.Чтение произведений Яковлева «Детские рассказы», «Сармандей» и др.

6. Дидактические игры «Найди пару», «Собери картинку».

7. Проведение экскурсии к памятнику И.Я. Яковлева.

1.Итоговое мероприятие «Он прославил чувашский народ»;

2. Изготовление лэпбука.



Стратегия достижения поставленных целей и задач

Этап

Мероприятия

Ответственные, сроки проведения

Подготовительный

1. Определение целей и задач;

2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с детьми;

3. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;

Работа с детьми:

1. Первичная диагностика уровня знаний детей Иване Яковлеве;

Работа с родителями:

1.Проведение беседы с родителями «Что вы знаете об Иване Яковлевиче Яковлеве?»;

2. Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды.

Воспитатели, учитель-логопед,

март-апрель 2022 г.

Основной

Работа с детьми:

1. Беседы на тему «Великий чувашский просветитель», «Чувашский алфавит», «Книги И.Я.Яковлева»;

2. Презентации «Иван Яковлевич Яковлев», «Чувашская письменность»;

3. Просмотр видеофильмов;

4. Чтение произведений Яковлева «Детские рассказы», «Сармандей» и др.

5. Рассматривание иллюстраций книг И.Я. Яковлева

6. Дидактические игры «Найди пару», «Собери картинку».

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Иван Яковлевич Яковлев - великий чувашский просветитель»;

2. Проведение экскурсии к памятнику И.Я. Яковлева.

Воспитатели, учитель-логопед,

с 19 по 24 апреля 2022 г.

Заключительный

1. Итоговое мероприятие «Он прославил чувашский народ»;

2. Изготовление лэпбука.



Перспективы дальнейшего развития

Собрав и объединив воедино информацию об одном из знаменитых и выдающихся людей Чувашской Республики, мы решили продолжать подобную работу и в следующем учебном году подготовить еще один проект и лэпбук про другого известного человека Чувашии. Созданный в результате реализации проекта лэпбук «Иван Яковлевич Яковлев» дает возможность детям самостоятельно (с помощью наглядной и доступной информации, дидактических игр, иллюстраций) познавать окружающий мир и знакомиться с выдающимися людьми своего края. Ребята могут самостоятельно собирать и организовывать информацию, педагог может построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Мы живем на Чувашской земле, поэтому чтим чувашское культурное наследие. Изучение культурного наследия чувашского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Для детей знаменитые люди Чувашии являются примером для подражания. Дети должны знать великих граждан своей Республики, чтобы расти патриотами своей страны!

Использованная литература

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дрофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2021. – 40 с.

2. Драгунова О.В. Республиканская программа «Программа воспитания ребёнка - дошкольника» в познавательной деятельности задачи формирования представлений о Чувашии. - Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 1998. – 154с.

3. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2003. – 255 с.

4. Михайлова С.Г. Примерная программа обучения чувашскому языку русскоязычных дошкольников / С.Г. Михайлова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 71 с.

5. Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2015. – 71 с.

6. Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края». - Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2015. – 72с.