Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Ситникова Е.В. ШКОЛА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Библиографическое описание:
Ситникова Е.В. Школа креативного мышления // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. (Э. П. Торренс, психолог)

В 2022 году первый раз в истории международного исследования PISA, которое в основном посвящено читательской, математической и естественно-научной грамотности, будет измеряться креативное мышление.

На рисунке перед вами продукт креативного самовыражения ученицы 7 класса. Это результат создания изображения, где важную роль играют геометрические фигуры. Используя оранжевый треугольники и один белый, ученица изобразила «Чувство одиночество».



Креативность – это не только изображение (хотя чаще ассоциируется с дизайном и изобразительным искусством), но и тексты, и решение нестандартных заданий.

Креативность определяется как способность производить идеи, решения, продукты, которые были бы одновременно новыми и подходящими для контекста, в котором они возникают. То есть это не просто произвольное фантазирование, а то, что в конечном итоге будет способствовать улучшению контекста.

Чем должен обладать ребенок, чтобы быть успешным в области креативного мышления? Для школьного образования довольно органичны любознательность и воображение. Школа – это пространство, которое может воспитывать настойчивость. Благодаря постоянному общению возникает идея о совместимости с другими людьми.

Дисциплинированность мышления, когда ребенок понимает, что мышление состоит из определенных стадий, а не только, например, высказываешь свои фантазии и дальше всё сворачиваешь, не размышляя, к чему это может привести.

В исследовании PISA креативное мышление будет пониматься как способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и продуктивных решений, нового знания, эффективное проявление воображения.

В начальной школе помочь реализовать творческий потенциал учащихся призваны курсы «Школа креативного мышления» и «Учим мыслить креативно» автора Светланы Гин. Её пособия обучают решению изобретательских задач, учат творческому мышлению, навыкам основных мыслительных операций.

Одним из модулей является сочинение загадок. Выполним задание. Отгадайте, о каком персонаже сказки «Репка» идёт речь:

Трудолюбивый, но не муравей;

Седой, но не туман;

Слабый, но не цыпленок.



Как составлена загадка? Выбран объект (дед), названы признаки, которыми он обладает (трудолюбивый, седой, слабый). Далее названы предметы, которые обладают такими же признаками (муравей, туман, цыпленок). Добавляем слова-связки «но не» и получаем загадку.

Другим частым приемом на занятиях является игра «Да-нетка» в разных вариациях. Приведем пример на материале сказки «Федорино горе». Загадывается объект из числа изображенных на рисунке.



Игрокам нужно узнать, что было загадано. Следует задавать вопросы, касающиеся признаков объекта, чтобы круг поиска сужался. Например, «Это живое?», «Это сделано из дерева?» и т. д. При этом вопросы должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было ответить только «да» ли «нет».

Противоречия – это основа решения изобретательских задач. Выполним упражнение «Противоречия в ситуациях».

Задача 1. По узкой горной дороге ехала машина, вдруг у водителя замерло сердце: за поворотом он увидел дуб, который рос посередине дороги. Что делать? Свернуть некуда: справа – скала, слева – пропасть. Как быть? (ехать прямо, дуб еще маленький, он еще только пробился сквозь асфальт).

Задача 2. Девочка уронила печенье в чашку с какао, но печенье не намокло. Почему? (В чашке был сухой какао-порошок)

Задача 3. Лётчик сообщил по радио: «В баках самолёта нет ни капли горючего!» Диспетчер ответил: «Держитесь! Мы постараемся вам помочь!» Объясните, как удалось избежать аварии. (Самолет еще не взлетел)

Задача 4. Состоялся баскетбольный мяч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Матч был между женскими командами)

Закончить статью я хочу отзывами учащихся о курсе «Школа креативного мышления»:

o учит новым играм;

o развивает ум;

o учит выражать мысли и чувства;

o помогает в жизни;

o учит работать в паре и группе;

o учит находить выход из трудной ситуации;

o учит понимать других людей;

o учит придумывать;

o это здорово!

Список литературы:

1. Русская народная сказка «Репка».

2. Чуковский К. И. «Федорино горе».

3. Гин С. И. Мир загадок // Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе – Москва: Вита-Пресс, 2012.

4. Гин С. И. Мир человека // Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе – Москва: Вита-Пресс, 2012.

5. Гин С. И. Мир фантазии // Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе – Москва: Вита-Пресс, 2012.

6. Гин С. И. Мир логики // Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе – Москва: Вита-Пресс, 2012.

7. Гин С. И. Как развивать креативность у детей – Москва: Вита-Пресс, 2018.

8. Онлайн-школа «Фоксфорд». Исследование PISA и развитие функциональной грамотности учащихся. https://foxford.ru/teacher-dashboard/objectives