Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ползикова Е.А. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ползикова Екатерина Анатольевна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования имени И.А. Милютина" структурное подразделение "Гимназия № 8", г. Череповец

Библиографическое описание: Ползикова Е.А. Диагностика сформированности навыка смыслового чтения у младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Чтение всегда играло важную роль. Это один из главных способов вхождения человека в социальную среду, его развития, воспитания и образования.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий, авторов А. Асмолова, Г. Бурменской, И. Володарской и др., наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов. Большинство его идей актуальны и сегодня. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста и др.

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.

Каждый ученик индивидуален, следовательно, нужно определять сформированный уровень его умений, поэтому необходимо отслеживать результаты.

Л.С. Выготский рассматривал личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с окружающими и считал, что нужно обязательно проводить диагностирование детей, чтобы выявить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития.

А первым кто ввел понятие «педагогическая диагностика» был К. Ингенкамп, который рассматривал ее с точки зрения процесса, который строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса.

Имея диагностические карты на каждого обучающегося, можно проследить, как индивидуальные успехи ребенка, так и оценить уровень усвоения образовательной программы и качество образования всего класса.

Поэтому предлагаем одну из методик Л.А. Ясюковой, целью которой является определение уровня развития навыка чтения у младших школьников.

Инструкция для обучающихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать, только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получились правильные».



Бланк для ответов

Скоро она зашла в самую чащу ___________________. Ни одна _________________________не залетала сюда, ни единый __________________________ не проникал сквозь______________________ ветви. Высокие стволы ____________________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так __________________, что Элиза __________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _____________________, попадавшего ей _______________ ноги. Никогда еще Элиза _________________ в такой глуши.

Ключ к тесту:

1. - леса

2. - птица, птичка

3. - луч света, лучик, луч, звук

4. - густые

5. - стояли, деревьев стояли, встали

6. - тихо

7. - слышала

8. - листа, листочка, листика

9. - под

10. - не бывала, не была, не ходила

Обработка: осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10) для определения уровня развития навыка чтения.

Оценка уровня развития чтения:

Высокий – 8-10 баллов;

Средний – 5-7 баллов;

Низкий – 0-4 балла.

Педагогическая диагностика является и начальным, и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать толчком для введения инноваций в свою педагогическую деятельность.



Библиографический список:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.

4. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.