Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Искучекова Г.А., Янцен Р.Х. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Библиографическое описание:
Искучекова Г.А., Янцен Р.Х. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативная деятельность – новообразование учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения и воспитания в школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.

Значение коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе!

Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка.

В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебная деятельность – ведущая деятельность, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций – и теоретических понятий.

В обучении утверждается коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.

Отношение учителя к ученику в рамках коммуникативно-деятельностного подхода – субъект-субъектное. Это отражается как на выборе технологий обучения, так и на разработке качественно нового сценария урока в начальной школе.

Стратегия обучения основывается на трёх принципах.

1. Принцип приоритета коммуникации над информацией. В качестве цели обучения выдвигается приобретение и расширение духовного опыта учащегося, полученного в ходе общения с одноклассниками по поводу художественного произведения.

2. Принцип приоритета понимания над знанием (запоминанием). Пониманию нельзя научить, но ему можно научиться во взаимодействии с другими обучающимися. Понимание рассматривается в коммуникативной дидактике как процесс "перевода" знания с общепринятого научного "внешнего" языка – языка учебной дисциплины – на язык "внутренний", в план внутренней речи учащегося. Такая переработка информации преобразует личный опыт субъекта, стимулирует рождение новых смыслов.

3. Принцип приоритета диалога над монологом, диалога согласия над дискуссией, спором. В ходе обсуждения учитывается каждая версия, и именно из их множества рождается понимание материала каждым учеником.

Диалог согласия предусматривает не спор и отстаивание своей точки зрения, а умение слушать и понимать другого. Задача учителя при этом – не отвергая столкновения мнений, склонять учеников к поиску согласия, так как "сущностное знание – это область согласия, сфера согласуемых версий".

В системе практической деятельности педагога могут использоваться наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков.

1. Проведение групповых занятий-тренингов для учеников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации. Основная цель этих занятий - снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:

- информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий,

- коммуникативная (общение людей, передача информации друг другу);

- проблемная (ставить перед собой вопросы, уметь находить решения),

- рефлексивная (позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

2. Ведение курса «Психология общения» в рамках внеурочной деятельности. Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.

3. Коллективная проектная деятельность. Удачным положительным опытом является организация коллективных проектов: «Радуга»; «Групповой коллаж»; «Ярмарка» и др.

4. Использование опыта зарубежных коллег: практика Утреннего Сбора - один из личностно-ориентированных методов, применяемых учителями. Во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня. Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу.

5. Организация игрового взаимодействия (Игротека) на переменах и динамических паузах: игры мимического и пантомимического характера, на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры.

Приёмы формирования коммуникативных УУД:

- давать учащимся время на обдумывание ответов;

- обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;

- не вносить исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);

- поддерживать все высказывания, будут ли верны они или нет;

- предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

- задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно;

- создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий всех участников образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников /О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 2. – С. 74-78.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 192 с.

3. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 49-57.

4. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. – 2012. - № 9. – С. 22-24.

5. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 6. – С. 82-86.