Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краснощёкова Дина Ивановна
воспитатель
Попова Эльвира Ивановна
старший воспитатель
Фёдорова Лариса Анатольевна
заведующий
МДОБУ Новоарбанский детский сад "Радуга", п. Новый,
Республика Марий Эл

Одной из интересных и новых форм работы по экологическому воспитанию и познавательному развитию детей дошкольного возраста детей является организация экологической тропы. Экологическая тропа - это специально оборудованный и особо охраняемый прогулочно - познавательный маршрут, созданный с целью экологического просвещения детей. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом. Они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. На экологической тропе обучение, воспитание и познавательное развитие сливаются в единый процесс.

Созданная на территории детского сада экологическая тропа позволяет расширять знания детей об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать детям ту или иную информацию о живой и не живой природе, но и научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах. Способствует воспитанию экологической культуры поведения, развивает экологическую сознательность, закрепляются правила поведения в природе. Также у детей формируется желание самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых и не живых объектах, развивать эстетические чувства.

При организации работы на экологической тропе используем различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры. Создание тропы начали с разработки маршрута. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Затем выявили места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Изготовили картосхему.

Наша экологическая тропинка состоит из видовых точек и объектов. Видовыми точки:

-Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; крупные травянистые растения; растения, подлежащие охране в нашей местности; лекарственные растения.

- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы»), муравейники, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых.

- Участки с интересными объектами неживой природы.

- Клумбы

- Огород с овощными и лекарственными растениями

Таким образом, экологическая тропа — это перспективная учебная территория для познавательного развития детей, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.