Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Корхова Юлия Александровна
воспитатель
Зотова Людмила Николаевна
воспитатель
СП д/с «Тополёк» ГБОУ СОШ № 8 п. г. т. Алексеевка г. о. Кинель Самарской области

Одна из важных задач, стоящих сегодня перед ДОУ - это речевое развитие дошкольников. Хорошо развитая речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития дошкольников.

Целью кинезиологических упражнений является развитие речи детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

В работе с дошкольниками, мы ставим следующие задачи:

- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
- Развитие речи; устранение дислексии (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению);
- Формирование произвольности;
- Снятие эмоциональной напряженности;
- Создание положительного эмоционального настроя;
- Формирование учебных навыков и умений,
- Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей - это хорошо развитая речь. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению ученых, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является неспособность правого и левого полушария к интеграции (к объединению). Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе развитие речи и интеллекта у человека. Предлагаем разобраться, что же означает понятие «кинезиология»?

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Кинезиологические упражнения дают, как немедленный, так и накапливающийся эффект. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

Люди с повреждённым правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Исходя из вышесказанного хотим еще раз выделить, что кинезиологические упражнения развивают речь, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность.

Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, им дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность.

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Рекомендации по применению:

- занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- требуется точное выполнение движений и приёмов;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

- перед интенсивной умственной нагрузкой; продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день; каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании

В результате выполнения кинезиологических упражнений у детей происходит формирование учебных навыков и умений, развивается межполушарное взаимодействие, способствующее активизации мыслительной деятельности. снижается агрессивность; повышается работоспособность; улучшается выполнение заданий; положительно изменяются коммуникативные связи.

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.