Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Андрианова Е.М. КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССЕ-КОМПЛЕКТЕ (1-4) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Библиографическое описание:
Андрианова Е.М. Конспект урока по русскому языку в классе-комплекте (1-4) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Тема урока 2 класса: «Гласный звук [У] и буква для его обозначения».

Тема урока 4 класса: «Алфавит. Расположение слов по алфавиту».

Цели:

1. Образовательные:

закрепление различений понятий «звук» и «буква», графические образы букв и навыки каллиграфически правильного письма (2 класс);

закрепление различений понятий «звук» и «буква», упражнение в записи слов в алфавитном порядке (4класс).

2.Коррекционно-развивающие:

коррекция внимания, памяти;

развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

формирование умений выполнять инструкции учителя;

3. Воспитательные:

воспитание положительной мотивации к учению;

усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Словарная работа:

звук, буква, воет, шуршит, просит (2 класс);

алфавит, буквы (4кл.)

Оборудование:

веер букв, предметные картинки, игрушка волк, подносы с песком, зеркала, емкость с водой, тетради, (2 класс);

предметные картинки, алфавит, тетрадь (4кл.)

Тип урока:

закрепление полученных знаний.

Индивидуальная работа:

индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возраста и особенностей развития.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня гости. Они не знают, как вас зовут. Давайте назовем свои имена.

«Как тебя зовут?»

2. Повторение изученного материала.

-Ребята, мы продолжаем изучать звуки и буквы. Давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках. Какую букву изучили? (2 кл.)

- На какие группы делятся звуки? (4 кл.)

-Каким цветом обозначаются гласные звуки? (2кл.)

- Что вы знаете о гласных звуках? О согласных? (4кл.)

3. Эмоциональный настрой, снятие зрительного напряжения (слушание звуков леса с закрытыми глазами).

-Мы с вами отправимся на уроке на прогулку в лес. Давай закроем глаза и послушаем звуки леса. Представим, что мы там.

4. Подготовительный этап.

- Вот и оказались мы в лесу. Послушайте, кто это воет? (слушание голоса волка).

– Какой звук вы слышите?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Его мы будем обозначать красным цветом.

5. Артикуляция звука (работа с зеркалами) -2 класс.

– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой тяну-подражаю я слону.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

-Посмотрите на картинки, назовите: уши, улитка, утюг, утка. Какой первый звук вы слышите в этих словах? (2кл.)

-Кто-то торопится с вами поиграть. Давайте посмотрим, кто спрятался под зонтом. (дети находят игрушку ежа).

6. Физминутка и самомассаж кистей рук «Ежик».

Здравствуй, мой колючий мячик!

Дружно скажет каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

Я его сжимаю, разжимаю,

Я его кидаю, я его бросаю.

Я его кручу-верчу,

Очень сильным стать хочу!

7.Основная часть. (2кл.)

-Здесь мы расходимся по разным лесным тропинкам-ученики 2-го класса будут выполнять свои задания, ученики 4-го класса-свои.

Минутка чистописания буквы У (4кл.), запись слов на букву У (5 слов).

- Звук [у] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: У и у. Покажите букву звука У.

- А на что похожа буква У? Рассматривание картинок.

- Послушаем стихотворение про букву У:

Буква У напоминает ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи.

_Найдите букву У в алфавите-домике для букв.

– Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

- Посмотрите на большую (заглавную) букву У. С неё можно начать предложение, назвать город, страну. С большой буквы пишут имена людей и клички животных.

- А вот маленькая (строчная) буква у.

- Найдите среди своих букв большую букву У. Пальчиком обведите букву.

- Из каких элементов она состоит? (из палочек)

- Сколько палочек в букве У? (две)

- Какой длины палочки: одинаковой или разной? (Разной, одна короткая, другая длинная).

(показ написания печатной буквы в воздухе).

- Напечатайте на песке пальчиком букву У. Сотрите. Еще раз напечатайте.

- А теперь напишем на карточке по точкам (на тренажере).

(показ написания строчной буквы у в воздухе).

Основная часть. (4кл.)

Звуки-невидимки

Мы повсюду слышим.

Буквами их правильно

На страничках пишем.

- Объясните, чем различаются звуки и буквы.

-Произнеси три любых звука.

-Найдите такие же буквы.

-Вспомните алфавит и прочитайте названия букв (работа у доски).

-Какие буквы не имеют звуков?

Прочитайте четко правило в учебнике.

-Рассмотрите картинки. Назовите по алфавиту. Спишите их в алфавитном порядке в тетрадь.

8. Итог урока.

Рефлексия.

- Какой звук мы сегодня слушали, произнесем его.

- Какой буквой обозначается этот звук? Поднимите карточку с буквой У.

- Вспомните слова, начинающиеся со звука [у] (2кл.)

-Сколько букв в алфавите? (4кл.)

-Какие буквы не обозначают звуков?

Игра на развитие тактильных ощущений «Найди в воде букву У» (2кл.)

«Найди и назови буквы, которые спрятались в песке» (4кл.)