Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Каримова Галина Романовна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 306" г. о. Самара

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Каждому современному дошкольнику уже с младшего возраста доступны электронные устройства и гаджеты. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей игровая, познавательная, исследовательская деятельность с помощью компьютерных средств является каждодневным, интересным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Медиаобразовательная среда – культурно-образовательная среда, основными объектами взаимодействия в которой являются электроннообразовательные ресурсы (ЭОР), преимущественно, в форме мультимедиа (система современных аппаратных и программных средств, позволяющих работать в интерактивном режиме с текстом, графикой, звуком и изображением в едином комплексе).

Отвечая запросам информационного общества и научно-технического прогресса, в современных дошкольных образовательных учреждениях для развития детей уже применяются медийные и интерактивные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, игровые технологии с применением цифровых устройств и т.д.

Необходимо добавить, что дошкольники сталкиваются с постоянно растущим потоком информации от неконтролируемого использования средств мультимедиа, испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию. Следовательно, возникает необходимость обучать детей дошкольного возраста грамотному общению с современными медиа, умению выделять важную, ценную информацию, уметь ее интерпретировать. Поэтому, создание медиаобразовательной среды в дошкольном образовании, в которой учитываются интересы и потребности ребенка; предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии используя новейшие достижения научно-технологического прогресса; овладевать основами информационной культуры и закладываются основы медиаграмотности - носит приоритетный характер. Внимательное руководство и участие в совместных медиапроектах всех участников образовательного процесса (администрации ДОО, педагогов, родителей и детей дошкольного возраста) обеспечит приобщение ребенка к семейным ценностям и воспитание духовно-нравственных качеств личности, развитие творческих способностей, актуальной и потенциальной одаренности ребенка.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься, в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.