Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Дында Л.Н. СОБЫТИЙНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Дында Лилия Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 19", Приморский край, Спасский район, с. Славинка

Библиографическое описание: Дында Л.Н. Событийность как одно из средств воспитания в условиях сельской малокомплектной школы // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Аннотация. При поиске новых путей решения проблем образования и воспитания современного поколения появляется множество разнообразных подходов, технологий, методов, приемов, средств и форм. Из всего этого изобилия каждая отдельная школа и каждый педагог для пополнения своего арсенала выбирают те педагогические новшества, которые смогут адаптировать для своей деятельности. В статье рассмотрен событийный подход как одно из средств воспитания в условиях сельской малокомплектной школы. Вопрос актуален, т.к. реализация воспитательной функции сельского учителя связана с событиями и традициями села, в котором проживают обучающиеся и от которых зависят образовательные и воспитательные результаты.

Ключевые слова: событийность, средство воспитания, малокомплектная школа.

«Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного

опыта – не воспитание».

Эрнст Тельман

Перемены в системе образования и одновременное преобразование современных школ, безусловно, набирают обороты. На сегодняшний день современные российские школы вышли на новый уровень, создали условия открытого образовательного пространства. Техническое оснащение, доступные интернет ресурсы, новые педагогические технологии и другие возможности для обучающихся и педагогов помогают наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания в образовательных учреждениях. А как создать ситуацию успеха в сельских малокомплектных школах? Как соответствовать новым социальным заказам в условиях отдаленности школ с вытекающими из этого последствиями?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует взглянуть на ситуацию с другой стороны. Какой бы ни была школа, но если в ней современный сплоченный педагогических коллектив, то всегда можно найти эффективные пути создания системы образования и воспитания в имеющихся условиях. Сельская школа не замкнутая система - она находится в социуме. Это и необходимо взять на вооружение.

В селе, как и в любом другом населенном пункте, существуют свои уникальные условия для создания образовательной среды. Сельские жители очень трепетно относятся к событиям и праздникам своей малой Родины. Школа, являясь одним из главных мест, осуществляющих просветительскую деятельность, обязана учитывать события того общества, которое ее окружает. Безусловно, ни один человек не может существовать вне общества. С самого рождения ребёнок окружен социумом. В селах особенно ярко прослеживается влияние людей, соседей на создание и становление отдельно взятых личностей. Дети растут, усваивают жизненные принципы, традиции и устои своего ближайшего окружения. Сельские ученики и педагоги - важнейшая составляющая жизненного цикла села, его культурная общность, поэтому они, так или иначе, становятся участниками сельских событий и сами создают подобные события.

В педагогическом понимании событийность является неотъемлемой частью процесса воспитания. Еще в 80-х годах прошлого столетия педагоги уделяли огромное внимание влиянию события в школьной практике. По принципу создания событий была построена и система воспитания А.С. Макаренко. Само по себе событие не играет особой роли в жизни воспитанников, пока оно не приобретет особую значимость. Такой значимостью для школьников очень легко наделить, например, традиционный День села или сельскую ярмарку. Ведь в условиях сельской малокомплектной школы просто необходима связь с социумом для дальнейшей адаптации сельских выпускников, для поиска ими своего предназначения в этой жизни.

В условиях нашей малокомплектной сельской школы реализация открытой школьной системы через события в школе и обществе наиболее успешна. Воплощение этой идеи на практике, в воспитательной деятельности школы укрепляет значимость сельских малокомплектных школ, доказывает необходимость существования таковых и их эффективность.

Событийность как свойство открытого и свободного образования особенно ценна в последние годы. При осуществлении педагогической деятельности в стенах сельской малокомплектной школы особую значимость приобретают технологии, отвечающие не только потребностям современного образования, но и возможностям самого образовательного учреждения. Рассмотрим подробнее новое педагогическое понятие - событийность.

Свое начало обучение и воспитание, построенные на событийности, берут из идеи А.С. Макаренко. Именно он одним из первых говорил о событийном подходе в педагогике, утверждая, что большое значение в жизни ребенка имеют яркие и волнующие события, которые оставляют позитивный или же негативный отклик в душе. На современном этапе развитием данной идеи занимаются такие педагоги, как Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова. Событийность в образовании - это способ реализации воспитательной деятельности педагога, в основе которого лежит подготовка и реализация педагогических событий, противостоящих образовательной повседневности, но не заменяющих ее, с учетом интересов и способностей каждого обучающегося.

Событие имеет смысл только в противопоставлении повседневному образовательному опыту, как праздники иногда прерывают будни.

Следует отметить, что в условиях сельской малокомплектной школы особенно сложно внедрить какую - либо новую образовательную инициативу. Но в событийно организованной деятельности обучающимся очень легко вступать в «диалог» с окружающими их сверстниками, педагогами и обществом в целом. Событийность в воспитании основывается на ряде принципов, которые помогают организовать деятельность педагога в системной последовательности влияния на воспитанников:

· Принцип учета индивидуальности каждого обучающегося;

При реализации данного принципа следует учитывать не только индивидуальные возрастные особенности ученика, но и его творческие способности. Каждый ребенок должен понимать свою роль и значимость в организуемом событии.

· Принцип взаимодействия всех участников событийного мероприятия;

Данный принцип основан на педагогическом взаимодействии всех участников педагогического события, включая родителей и случайных зрителей.

· Принцип соответствия культурному образцу;

Этот принцип предполагает полную идентичность события, если оно носит подражательный характер (праздники старины, традиции, фестивали...)

· Принцип системности и последовательности;

Педагогическая событийность должна носить системный характер. События в школьной практике не должны быть оторваны от действительности и жизненного опыта обучающихся. Должна быть связь с элементами и историей жизни сообщества, участников.

· Принцип возможности выбора форм и характера личного участия каждым учеником;

· Принцип проблемности педагогического события.

Все вышеуказанные принципы, реализуемые на практике, дают возможность педагогу глубоко погрузится в новую идею и реализовать задуманное, тем самым решив проблемы воспитательного характера, возникающие перед ним.

Человек познает мир через систему деятельности, через личный опыт и собственное мироощущение. Все события, происходящие в жизни человека от сознательного детства до глубокой старости, оставляют след в формирование человеческой личности, индивидуальности. Эмоционально окрашенные события вызывают отклик в душе и дарят жизненный опыт каждому человеку.

В школьной практике использование события как средства воспитания известно не первый год. В организации воспитательного или образовательного события участвуют не только учителя - классные руководители, но и все участники процесса образования. То есть событие должно быть осмысленно всеми участниками как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание.

Именно поэтому в условиях сельской малокомплектной школы события затрагивают не только школьную жизнедеятельность, но и все важнейшие сельские праздники и традиции. Кооперируя работу школы с сельским клубом, сельсоветом, жителями, учащиеся не только ближе знакомятся с историей своего населенного пункта, но и осознают себя частью данного социума. Этот факт обуславливает координируемую работу всех возможных участников образовательно-воспитательного события. Педагогическое событие имеет определенные этапы:

1. Определение тематики образовательного события.

2. Определение целей и задач события, планирование этапов подготовки. Выбор целей способствует выбору дополнительных ресурсов, необходимых для проведения образовательного события, средств, необходимых для ее достижения, помогают разрабатывать модель достижения поставленной цели.

3. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки обучающиеся могут получать индивидуальные задания и поручения, готовят тематические материалы.

4. Проведение образовательного события. Сценарий разрабатывается педагогами (возможно, совместно с учениками). Результат - оформление выставки продуктов деятельности или фотоотчет.

5. Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. Проводится обмен мнениями и впечатлениями по поводу прожитого.

Любое событие жизни села можно организовать и провести с помощью подрастающего поколения и для них. В условиях, когда школа чуть ли не единственный источник знаний в отдаленном населенном пункте, связь ОУ с общественностью очень важна. Дети на сегодняшний день очень проблематично устанавливают коммуникативные связи в социуме, в котором живут. Использование ими гаджетов усугубляет ситуацию, виртуальное общение часто преобладает над реальным, а иногда и вовсе замещает его.

Педагогам сельской малокомплектной школы просто жизненно необходимо строить свою воспитательную деятельность с учетом взаимосвязи с общественностью. Ведь именно это способствует наиболее успешной адаптации и социализации сельских обучающихся в будущем.

В условиях сельской малокомплектной школы применение событийного подхода существенно облегчает работу классных руководителей. Объединение групп учеников разного возраста при организации и проведении событийных мероприятий благоприятно сказывается на умении детей общаться, взаимодействовать и координировать свои усилии для достижения общей цели. Создания коллективных творческих дел, таких как:

- периодическая школьная газета;

-традиционные концерты для сельских жителей;

- работа волонтерской группы и др.

сплачивает ребят не по классному признаку, а по интересам и способностям каждого школьника, включая учеников начального звена.

Событийность как средство воспитания значительно улучшает и эффективность работы педагогического коллектива школы. Организацией событийных мероприятий могут заниматься сразу несколько классных руководителей или же один, руководящий группой детей, которым поручено мероприятие. В учительском обществе укрепляются взаимосвязи и прослеживается преемственность работы начального и среднего звеньев.

Библиографический список

1. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев; ред. Е.И. Соколова. - Пермь, 2001. - С. 77-88.

2. Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по мес ту жительства в современных условиях (письмо Минобразования Российской Фе дерации от 13. II. 2000 г №813/28-16) // Вестник образования России. –2001. – №6. – С. 38.

3. Григорьев Д. В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2000.

5. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории) / Л. И. Новикова.-М.: Педагогика, 1978.

6. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Новые ценности образования // Под. ред. Н. Б. Крыловой. Выпуск 1 (43), 2010.