Высшая школа делового администрирования
Конференции
Май 2023

ПРОЕКТ «ПО ТРОПЕ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Баранцева Марина Борисовна
воспитатель
МКДОУ детский сад "Родничок", п. г. т. Юрья

Проблема патриотического воспитания детей сегодня очень актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Патриотическое воспитание в настоящее время становится самостоятельным и важным звеном образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Формированию патриотического воспитания дошкольников отведено большое место в ФГОС. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца,» - писал В.А.Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Духовно – нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Начиная работу по ознакомлению детей с малой Родиной, я как педагог, прежде всего, задала себе вопрос: «А люблю ли я свою малую Родину, свой поселок? Достаточно ли хорошо знаю его?» Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к своей малой Родине, если сама не проникнусь теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по- своему, красивым поселком. Мы живем в маленьком поселке Юрья Кировской области, который и на карте не всегда можно найти. Но наш Вятский край славится хороводом белоствольных берёз, красотой русских песен, талантливыми людьми, создавшими детям замечательные дымковские игрушки, яркие как радуга, и теплые, как руки, творившие их.

Приступая к работе по ознакомлению детей с родным поселком, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности родителей по данной теме, я выявила ряд проблем:

- у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного поселка, знания носят эпизодический, разрозненный характер.

- дети не понимают значение слова «достопримечательность» и не могут назвать достопримечательности поселка.

- минимальны познания детей произведений вятских писателей.

- родители располагают недостаточной информацией, знаниями о нашем посёлке, в семьях нет достаточной литературы по данной теме.

Решением данных проблемных ситуаций я вижу в реализации проекта «По тропе нашей малой Родины»

Цель: формирование у детей чувства любви и уважения к малой Родине в процессе проектной деятельности.

Задачи:

· Формировать представления детей об истории поселка, его достопримечательностях, знаменитых людях.

· Формировать представление о символике района.

· Познакомить с вятскими писателями.

· Расширить представления детей о растительном и животном мире вятского края.

· Познакомить с народным промыслом.

· Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале

· Воспитывать уважительное отношение к родному краю, поселку и его жителям.

· Привлечь родителей к работе по ознакомлению детей с родным поселком.

Гипотеза

Воспитывать у ребенка любовь к своей малой Родине, дому, семье, детскому саду надо с первых лет его жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям, происходящим в поселке, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Принципы проекта:

· принцип историзма

· принцип гуманизации

· принцип интегративности

Вид проекта: групповой

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: сотрудники МКДОУ, дети старшей группы, родители

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Этапы реализации проекта:

подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей.

Организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.

Задачи этапа: привлечение родителей к предстоящей творческой работе, разработка мероприятий с детьми и родителями по формированию патриотического воспитания, подбор литературы и информации по проекту.

практическая деятельность

Задачи этапа: апробация разнообразных форм и методов работы с детьми по ознакомлению детей с малой Родиной.

итоговый

Задачи этапа: анализ результатов работы по реализации проекта, создание альбома «Юрья – моя малая Родина»

Формы и методы работы с детьми по реализации проекта:

· создание презентации, слайд – шоу;

· познавательное чтение сказок и рассказов вятских писателей ДьяконоваЛ.В, ЧарушинаЕ.И, Копаневой Т и др.;

· рассматривание и чтение районной газеты «юрьянские вести»

· викторины и конкурсы, с участием детей, педагогов и родителей на тему «Люби и знай родной свой край»;

· наблюдения и экскурсии по улицам родного поселка, к берегам рек Чумовицы и Юрьи;

· создание альбома «Юрья – моя малая Родина»;

· вертуальная экскурсия «Село Великорецкое»;

· продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной», изготовление книг – самиздат «Птицы нашего края», «Животные и растения вятских лесов», «Лес», рисование на тему «Мой дом», создание макета «Улицы нашего поселка», выставка детских работ «Дымковское чудо»;

· праздник «Мне все в краю родном так мило – мне все здесь душу веселит», развлечение «В песне – душа народа»;

· экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

· экскурсия в краеведческий музей ЦДТ и Т п. Юрья.

Формы и методы работы с родителями:

· Консультации и сообщения, наглядная агитация по теме проекта для родительского уголка. Беседы с родителями о важности патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

· Изготовление альбома «Юрья – моя малая родина».

· Участие родителей в конкурсах, викторинах по ознакомлению с малой родиной.

· Семейные вечера, музыкально – литературная композиция «Мой Вятский край».

Проект мною был успешно реализован. Все задачи проекта были выполнены, результат совпал с ожидаемым.

Ознакомление с родным поселком и тадиционной культурой Вятского края

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало года

31%

64%

5 %

Конец года

58%

42%

0%

Результаты анкетирования среди родителей показывают, что работа, проведенная в течение учебного года по реализации проекта «По тропе нашей малой Родины», результативна. У детей появился интерес к своей малой Родине, и дети, и родители получили новые знания.

Свой доклад хочется закончить словами известного писателя А.Т. Твардовского: «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родиной в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной - красотой представляется человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом для всех одна».