воспитатель
МКДОУ детский сад "Родничок", п. г. т. Юрья
Проблема патриотического воспитания детей сегодня очень актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Патриотическое воспитание в настоящее время становится самостоятельным и важным звеном образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Формированию патриотического воспитания дошкольников отведено большое место в ФГОС. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца,» - писал В.А.Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Духовно – нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Начиная работу по ознакомлению детей с малой Родиной, я как педагог, прежде всего, задала себе вопрос: «А люблю ли я свою малую Родину, свой поселок? Достаточно ли хорошо знаю его?» Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к своей малой Родине, если сама не проникнусь теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по- своему, красивым поселком. Мы живем в маленьком поселке Юрья Кировской области, который и на карте не всегда можно найти. Но наш Вятский край славится хороводом белоствольных берёз, красотой русских песен, талантливыми людьми, создавшими детям замечательные дымковские игрушки, яркие как радуга, и теплые, как руки, творившие их.
Приступая к работе по ознакомлению детей с родным поселком, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности родителей по данной теме, я выявила ряд проблем:
- у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного поселка, знания носят эпизодический, разрозненный характер.
- дети не понимают значение слова «достопримечательность» и не могут назвать достопримечательности поселка.
- минимальны познания детей произведений вятских писателей.
- родители располагают недостаточной информацией, знаниями о нашем посёлке, в семьях нет достаточной литературы по данной теме.
Решением данных проблемных ситуаций я вижу в реализации проекта «По тропе нашей малой Родины»
Цель: формирование у детей чувства любви и уважения к малой Родине в процессе проектной деятельности.
Задачи:
· Формировать представления детей об истории поселка, его достопримечательностях, знаменитых людях.
· Формировать представление о символике района.
· Познакомить с вятскими писателями.
· Расширить представления детей о растительном и животном мире вятского края.
· Познакомить с народным промыслом.
· Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале
· Воспитывать уважительное отношение к родному краю, поселку и его жителям.
· Привлечь родителей к работе по ознакомлению детей с родным поселком.
Гипотеза
Воспитывать у ребенка любовь к своей малой Родине, дому, семье, детскому саду надо с первых лет его жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям, происходящим в поселке, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Принципы проекта:
· принцип историзма
· принцип гуманизации
· принцип интегративности
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: сотрудники МКДОУ, дети старшей группы, родители
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Этапы реализации проекта:
подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей.
Организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.
Задачи этапа: привлечение родителей к предстоящей творческой работе, разработка мероприятий с детьми и родителями по формированию патриотического воспитания, подбор литературы и информации по проекту.
практическая деятельность
Задачи этапа: апробация разнообразных форм и методов работы с детьми по ознакомлению детей с малой Родиной.
итоговый
Задачи этапа: анализ результатов работы по реализации проекта, создание альбома «Юрья – моя малая Родина»
Формы и методы работы с детьми по реализации проекта:
· создание презентации, слайд – шоу;
· познавательное чтение сказок и рассказов вятских писателей ДьяконоваЛ.В, ЧарушинаЕ.И, Копаневой Т и др.;
· рассматривание и чтение районной газеты «юрьянские вести»
· викторины и конкурсы, с участием детей, педагогов и родителей на тему «Люби и знай родной свой край»;
· наблюдения и экскурсии по улицам родного поселка, к берегам рек Чумовицы и Юрьи;
· создание альбома «Юрья – моя малая Родина»;
· вертуальная экскурсия «Село Великорецкое»;
· продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной», изготовление книг – самиздат «Птицы нашего края», «Животные и растения вятских лесов», «Лес», рисование на тему «Мой дом», создание макета «Улицы нашего поселка», выставка детских работ «Дымковское чудо»;
· праздник «Мне все в краю родном так мило – мне все здесь душу веселит», развлечение «В песне – душа народа»;
· экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
· экскурсия в краеведческий музей ЦДТ и Т п. Юрья.
Формы и методы работы с родителями:
· Консультации и сообщения, наглядная агитация по теме проекта для родительского уголка. Беседы с родителями о важности патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
· Изготовление альбома «Юрья – моя малая родина».
· Участие родителей в конкурсах, викторинах по ознакомлению с малой родиной.
· Семейные вечера, музыкально – литературная композиция «Мой Вятский край».
Проект мною был успешно реализован. Все задачи проекта были выполнены, результат совпал с ожидаемым.
Ознакомление с родным поселком и тадиционной культурой Вятского края
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Начало года
31%
64%
5 %
Конец года
58%
42%
0%
Результаты анкетирования среди родителей показывают, что работа, проведенная в течение учебного года по реализации проекта «По тропе нашей малой Родины», результативна. У детей появился интерес к своей малой Родине, и дети, и родители получили новые знания.
Свой доклад хочется закончить словами известного писателя А.Т. Твардовского: «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родиной в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной - красотой представляется человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом для всех одна».