Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Тарата Н.М. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание: Тарата Н.М. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В.А. Сухомлинский.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся.

Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.

Каждая дидактическая игра имеет свою структуру:

цель игры – обучающая;

правило игры – пути решения задачи;

игровые действия – реализация поставленной задачи;

окончание игры;

итог игры и оценка учителем деятельности участников игры – оценки корректные, даже либеральные, мягкие.

Успех игры зависит от четкого объяснения правил.

Занимательность может проявляться в различных формах:

- в неожиданной постановке вопроса;

- в создании проблемной ситуации;

- в необычной форме проведения урока (виде интервью, путешествия, инсценировки и пр.).

ИГРЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

«Сколько звуков в слове?»

Цель: развивать фонематический слух

Учитель читает стихи С.Я. Маршака:

Дама сдавала багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.

«Найди домик»

Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

«Правильно – неправильно»

Цель: учить узнавать буквы, анализируя их внешний вид.

Для игры потребуется комплект карточек-букв, выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.

Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами.

«Прописная и печатная»

Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

«Построим дом»

Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.

Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.

«Магазин»

Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]

«Перекличка»

Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.

Педагог называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

«Абвгдейка»

Цель: закреплять знания о твердых и мягких звуках.

Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а другого – с твердого согласного. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.)

Вариант 1.

Учитель оставляет себе карточки с изображением правой половины буквы, а карточки с изображением левой половины буквы раздает детям. Правую половину буквы показывает детям. Тот, у кого находится левая половина, выходит, складывает букву и называет ее.

Вариант 2.

Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.

«Сколько и какие?»

Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.

Педагог обращается к детям:

- Воробей и скворец решили научиться читать, но не знали, как это сделать. Взяли они сухие прутики и начали составлять буквы. У воробья было три прутика, а у скворца – два. Сколько букв и какие получились у птиц?

Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К, С), команда «скворцов» - из двух (Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.

«Телеграф»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.

«Живые слоги»

Цель: закрепить знания о слогах.

К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.

«Цепочки слов»

Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.

Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.

«Сколько звуков в слове?»

Цель: закреплять умение определять количество букв и звуков в словах.

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске).

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске).

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

«Какой звук новый появился?»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

сон-стон каска – краска ролик-кролик

сок-сток салка – скалка тучка – штучка

сук – стук кошка – крошка кот - крот

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

«Родственные слова»

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

«Приставка»

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

«Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

«Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.

«Эхо»

Цель: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий соглас ный. Другой, как эхо, вторит ему потише, назы вая парный глухой. Если назван звонкий непар ный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом, познакомиться с по нятием тембра голоса, то уместно будет прове рить задание, поиграв в конкурс пародистов.

«Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непрове ряемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

С помощью этимологического слова ря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и рус ского языков. Сравните их произношение и пра вописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие ка лоша (вариант галоша) от греческого слова 1са1орос1шт, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского сатша — рубаха), турецкие каблук (а - у) от арабского 1саЬ — пятка, камыш (а — ы) — «тростник»: русские канарейка (от на звания Канарских островов, образовано с помо щью русского суффикса -ейк-), коряга, образова но от слова кора («корень») с помощью суффик са -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

«Орфографическое лото»

Цель: повторить словарные слова.

Заготавливаются карточки со словами, в кото рых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий выни мает номера и оглашает их. Участники игры за крывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Вывод: использование дидактических игр необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

Сведения об авторе

Тарата Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МОУ "Просторненская школа им. И. Яцуненко", Россия, с. Просторное.