Тюрина Елена Геннадьевна, Попова Татьяна Александровна
учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», Кемеровская область, г. Полысаево
Библиографическое описание: Тюрина Е.Г., Попова Т.А. Конспект урока ОРКСЭ «Щедрость и милосердие» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Тип урока:Открытие новых знаний.
Технология построения урока:Проблемно-диалогическая технология.
Тема урока:Щедрость и милосердие.
Цель урока:Знакомство учащихся с основными нравственными ценностями - щедростью и милосердием.
Оборудование:Проектор, карточки с пословицами, конверты с заданиями, презентация к уроку.
Планируемый результат:
Предметные умения
Учить анализировать основные ценности человека, применять их в жизни, выбирать нравственные формы поведения.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Познавательные: анализ нравственных ценностей, умение обобщать, делать выводы, извлекать необходимую информацию из текста.
Личностные: осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, проявление уважения к одноклассникам во время работы.
Коммуникативные: умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, своё поведение, работать по инструкции.
Организация пространства:
Формы работы:
Фронтальная.
Групповая.
Работа в парах.
Индивидуальная.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
1. Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.
2. Учебник «Основы светской этики». 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана -Граф», 2017.
3. Толковый словарь Ожегова.
4. Толковый словарь Даля.
Технические средства обучения:
Компьютер.
Медиапроектор.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Здрaвствуйте, ребята! Нaчинаем урок ОРКСЭ.
Цитатой нашего урока станет сегодня нaродная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнaли.
Беседа по содержанию цитaты:
- Что значит проявлять щедрость?
- Почему делать добро надо незаметно?
II. Aктуализация знаний.
Работа в парах.
-У вас на столах конверт № 1, работаем в парах.
щедрость
-Назовите синонимы к слову ЩЕДРОСТЬ.
-О чём пойдет речь на уроке? (о щедрости)
-Послушайте стихотворение «Стакан молока». (ВИДЕО)
Мальчишка был голодный и босой,
Дaвно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщинa выносит… молокa!
И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет… он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дaлa когда-то молокa!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,
- Всю жизнь плaтить! — подумaлa тогдa,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
«Оплачено стаканом молока!»
-Как охарактеризуете поступок врача?
III. Формулирование темы занятия, постановка проблемы и цели.
-О какой черте характера говорится? (милосердие)
-Какое сердце было у женщины и врача?
-Так какая будет тема урока?
(Щедрость и милосердие).
-Сегодня на уроке мы будем говорить о важных человеческих качествах – милосердии щедрости.
- А как вы понимаете слово «милосердие»?
IV. Открытие нового знания.
Работа в группах.
-Придвиньте конверт №2 и поработайте в группах со словарями по инструкции.
Карточка № 2
1. Найдите значение данных слов в словаре.
2. Выпишите значение.
Щедрость - ______________________ __________________________________.
Милосердие -____________________ __________________________________.
-Какие задачи поставим на уроке? (Определить почему щедрость и милосердие являются важными нравственными ценностями для человека).
Работа с текстом (учебник стр.87).
(Комментированное чтение статьи из учебника по абзацам).
Щедрость и милосердие.
Желание делиться с другими людьми тем, что сам имеешь (например, имуществом, идеями), называется щедростью. Щедрые люди, как правило, милосердны. Ведь милосердием называют готовность помогать из сострадания несчастным и попавшим в беду людям – неимущим, больным, старым, сиротам.
Вопросы к каждому предложению:
а) Что называется щедростью?
б) Каких людей мы можем назвать милосердными?
в) Какова главная цель милосердного человека?
г) Как мы можем проявлять щедрость и милосердие?
Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, воздаяния. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими. Недаром женщин, выносивших с поля боя раненных, спасая им жизни иногда ценой собственной, называли «сестрами милосердия».
Милость же – это доброе, человеколюбивое отношение. Другими словами, милосердие – это некое действие по отношению к другому человеку. Милость – это отношение человека к человеку. Движению сестер милосердия - 150 лет. СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...
Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя».
V. Физминутка. «Солнышко лучистое».
VI. Первичное закрепление.
1.Притча «О щедрости». Возьмите конверт № 3 и работаем по инструкции.
Инструкция
1. Прочитайте притчу.
2. Ответьте на вопросы:
А) Трудно ли быть щедрым?
Б) Что щедрость и милосердие меняют в людях или в жизни людей?
Игра «Круговорот». Работа в группах:
-Всегда люди стремились к добру. Эту мысль они отразили и в пословицах.
-Перед вами конверт № 4, поработайте в группах.
Русская пословица:
Жизнь дана на добрые ____________.
Китайская пословица:
Взаимопомощь и бедняков сделает __________________________________.
Уйгурская пословица:
Друг тот, кто помогает в _________.
-О чем пословицы?
-Чему учат нас пословицы разных народов?
-Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро у всех народов всегда приносит радость окружающим людям.
VII. Итог занятия.
-Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
-Придумайте в группе синквейн со словами: щедрость, милосердие.
-Почему щедрость и милосердие являются важными человеческими ценностями?
VIII. Домашнее задание.
Задание на выбор: 1. Найдите информацию о благотворительном фонде Чулпан Хаматовой.
2. Найдите пословицы и поговорки о щедрости и милосердии.
IX. Рефлексия.
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.
- У вас на столах остался последний конверт №5. Ваша задача оценить свою деятельность на уроке.
Зеленый листик – на уроке я узнал много полезного
Желтый листик – было интересно, но остались вопросы
Красный листик - тема урока была сложной для моего понимания.
-Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!
учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», Кемеровская область, г. Полысаево
Библиографическое описание: Тюрина Е.Г., Попова Т.А. Конспект урока ОРКСЭ «Щедрость и милосердие» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Тип урока:Открытие новых знаний.
Технология построения урока:Проблемно-диалогическая технология.
Тема урока:Щедрость и милосердие.
Цель урока:Знакомство учащихся с основными нравственными ценностями - щедростью и милосердием.
Оборудование:Проектор, карточки с пословицами, конверты с заданиями, презентация к уроку.
Планируемый результат:
Предметные умения
Учить анализировать основные ценности человека, применять их в жизни, выбирать нравственные формы поведения.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Познавательные: анализ нравственных ценностей, умение обобщать, делать выводы, извлекать необходимую информацию из текста.
Личностные: осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, проявление уважения к одноклассникам во время работы.
Коммуникативные: умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, своё поведение, работать по инструкции.
Организация пространства:
Формы работы:
Фронтальная.
Групповая.
Работа в парах.
Индивидуальная.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
1. Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.
2. Учебник «Основы светской этики». 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана -Граф», 2017.
3. Толковый словарь Ожегова.
4. Толковый словарь Даля.
Технические средства обучения:
Компьютер.
Медиапроектор.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Здрaвствуйте, ребята! Нaчинаем урок ОРКСЭ.
Цитатой нашего урока станет сегодня нaродная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнaли.
Беседа по содержанию цитaты:
- Что значит проявлять щедрость?
- Почему делать добро надо незаметно?
II. Aктуализация знаний.
Работа в парах.
-У вас на столах конверт № 1, работаем в парах.
щедрость
-Назовите синонимы к слову ЩЕДРОСТЬ.
-О чём пойдет речь на уроке? (о щедрости)
-Послушайте стихотворение «Стакан молока». (ВИДЕО)
Мальчишка был голодный и босой,
Дaвно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщинa выносит… молокa!
И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет… он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дaлa когда-то молокa!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,
- Всю жизнь плaтить! — подумaлa тогдa,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
«Оплачено стаканом молока!»
-Как охарактеризуете поступок врача?
III. Формулирование темы занятия, постановка проблемы и цели.
-О какой черте характера говорится? (милосердие)
-Какое сердце было у женщины и врача?
-Так какая будет тема урока?
(Щедрость и милосердие).
-Сегодня на уроке мы будем говорить о важных человеческих качествах – милосердии щедрости.
- А как вы понимаете слово «милосердие»?
IV. Открытие нового знания.
Работа в группах.
-Придвиньте конверт №2 и поработайте в группах со словарями по инструкции.
Карточка № 2
1. Найдите значение данных слов в словаре.
2. Выпишите значение.
Щедрость - ______________________ __________________________________.
Милосердие -____________________ __________________________________.
-Какие задачи поставим на уроке? (Определить почему щедрость и милосердие являются важными нравственными ценностями для человека).
Работа с текстом (учебник стр.87).
(Комментированное чтение статьи из учебника по абзацам).
Щедрость и милосердие.
Желание делиться с другими людьми тем, что сам имеешь (например, имуществом, идеями), называется щедростью. Щедрые люди, как правило, милосердны. Ведь милосердием называют готовность помогать из сострадания несчастным и попавшим в беду людям – неимущим, больным, старым, сиротам.
Вопросы к каждому предложению:
а) Что называется щедростью?
б) Каких людей мы можем назвать милосердными?
в) Какова главная цель милосердного человека?
г) Как мы можем проявлять щедрость и милосердие?
Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, воздаяния. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими. Недаром женщин, выносивших с поля боя раненных, спасая им жизни иногда ценой собственной, называли «сестрами милосердия».
Милость же – это доброе, человеколюбивое отношение. Другими словами, милосердие – это некое действие по отношению к другому человеку. Милость – это отношение человека к человеку. Движению сестер милосердия - 150 лет. СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...
Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя».
V. Физминутка. «Солнышко лучистое».
VI. Первичное закрепление.
1.Притча «О щедрости». Возьмите конверт № 3 и работаем по инструкции.
Инструкция
1. Прочитайте притчу.
2. Ответьте на вопросы:
А) Трудно ли быть щедрым?
Б) Что щедрость и милосердие меняют в людях или в жизни людей?
Игра «Круговорот». Работа в группах:
-Всегда люди стремились к добру. Эту мысль они отразили и в пословицах.
-Перед вами конверт № 4, поработайте в группах.
Русская пословица:
Жизнь дана на добрые ____________.
Китайская пословица:
Взаимопомощь и бедняков сделает __________________________________.
Уйгурская пословица:
Друг тот, кто помогает в _________.
-О чем пословицы?
-Чему учат нас пословицы разных народов?
-Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро у всех народов всегда приносит радость окружающим людям.
VII. Итог занятия.
-Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
-Придумайте в группе синквейн со словами: щедрость, милосердие.
-Почему щедрость и милосердие являются важными человеческими ценностями?
VIII. Домашнее задание.
Задание на выбор: 1. Найдите информацию о благотворительном фонде Чулпан Хаматовой.
2. Найдите пословицы и поговорки о щедрости и милосердии.
IX. Рефлексия.
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.
- У вас на столах остался последний конверт №5. Ваша задача оценить свою деятельность на уроке.
Зеленый листик – на уроке я узнал много полезного
Желтый листик – было интересно, но остались вопросы
Красный листик - тема урока была сложной для моего понимания.
-Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!