Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Тюрина Е.Г., Попова Т.А. КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ «ЩЕДРОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ»

Тюрина Елена Геннадьевна, Попова Татьяна Александровна
учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», Кемеровская область, г. Полысаево

Библиографическое описание: Тюрина Е.Г., Попова Т.А. Конспект урока ОРКСЭ «Щедрость и милосердие» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Тип урока:Открытие новых знаний.

Технология построения урока:Проблемно-диалогическая технология.

Тема урока:Щедрость и милосердие.

Цель урока:Знакомство учащихся с основными нравственными ценностями - щедростью и милосердием.

Оборудование:Проектор, карточки с пословицами, конверты с заданиями, презентация к уроку.

Планируемый результат:

Предметные умения

Учить анализировать основные ценности человека, применять их в жизни, выбирать нравственные формы поведения.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Познавательные: анализ нравственных ценностей, умение обобщать, делать выводы, извлекать необходимую информацию из текста.

Личностные: осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, проявление уважения к одноклассникам во время работы.

Коммуникативные: умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, своё поведение, работать по инструкции.

Организация пространства:

Формы работы:

Фронтальная.

Групповая.

Работа в парах.

Индивидуальная.

Ресурсы:

Книгопечатная продукция:

1. Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.

2. Учебник «Основы светской этики». 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана -Граф», 2017.

3. Толковый словарь Ожегова.

4. Толковый словарь Даля.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Медиапроектор.

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности.

-Здрaвствуйте, ребята! Нaчинаем урок ОРКСЭ.

Цитатой нашего урока станет сегодня нaродная мудрость.

Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнaли.

Беседа по содержанию цитaты:

- Что значит проявлять щедрость?

- Почему делать добро надо незаметно?

II. Aктуализация знаний.

Работа в парах.

-У вас на столах конверт № 1, работаем в парах.



щедрость



-Назовите синонимы к слову ЩЕДРОСТЬ.

-О чём пойдет речь на уроке? (о щедрости)

-Послушайте стихотворение «Стакан молока». (ВИДЕО)

Мальчишка был голодный и босой,

Дaвно не ел, кружилась голова.

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщинa выносит… молокa!

И тот стакан — дал силы снова жить!

Поверил он — есть в мире доброта!

Минуло много лет… он доктор стал.

Вперед его жизнь потихоньку шла.

Он на обходе женщину увидел,

Ту, что дaлa когда-то молокa!

Она была больна, причем серьезно!

Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,

Живет и побеждает доброта!…

Квитанцию к оплате принесли,

- Всю жизнь плaтить! — подумaлa тогдa,

И взяв листок, не верила глазам!

От радости заплакала она!

Оплачен счет!

Он рядом написал:

«Оплачено стаканом молока!»

-Как охарактеризуете поступок врача?

III. Формулирование темы занятия, постановка проблемы и цели.

-О какой черте характера говорится? (милосердие)

-Какое сердце было у женщины и врача?

-Так какая будет тема урока?

(Щедрость и милосердие).

-Сегодня на уроке мы будем говорить о важных человеческих качествах – милосердии щедрости.

- А как вы понимаете слово «милосердие»?

IV. Открытие нового знания.

Работа в группах.

-Придвиньте конверт №2 и поработайте в группах со словарями по инструкции.

Карточка № 2

1. Найдите значение данных слов в словаре.

2. Выпишите значение.

Щедрость - ______________________ __________________________________.

Милосердие -____________________ __________________________________.

-Какие задачи поставим на уроке? (Определить почему щедрость и милосердие являются важными нравственными ценностями для человека).

Работа с текстом (учебник стр.87).

(Комментированное чтение статьи из учебника по абзацам).

Щедрость и милосердие.

Желание делиться с другими людьми тем, что сам имеешь (например, имуществом, идеями), называется щедростью. Щедрые люди, как правило, милосердны. Ведь милосердием называют готовность помогать из сострадания несчастным и попавшим в беду людям – неимущим, больным, старым, сиротам.

Вопросы к каждому предложению:

а) Что называется щедростью?

б) Каких людей мы можем назвать милосердными?

в) Какова главная цель милосердного человека?

г) Как мы можем проявлять щедрость и милосердие?

Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, воздаяния. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими. Недаром женщин, выносивших с поля боя раненных, спасая им жизни иногда ценой собственной, называли «сестрами милосердия».

Милость же – это доброе, человеколюбивое отношение. Другими словами, милосердие – это некое действие по отношению к другому человеку. Милость – это отношение человека к человеку. Движению сестер милосердия - 150 лет. СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...

Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя».

V. Физминутка. «Солнышко лучистое».

VI. Первичное закрепление.

1.Притча «О щедрости». Возьмите конверт № 3 и работаем по инструкции.

Инструкция

1. Прочитайте притчу.

2. Ответьте на вопросы:

А) Трудно ли быть щедрым?

Б) Что щедрость и милосердие меняют в людях или в жизни людей?

Игра «Круговорот». Работа в группах:

-Всегда люди стремились к добру. Эту мысль они отразили и в пословицах.

-Перед вами конверт № 4, поработайте в группах.

Русская пословица:

Жизнь дана на добрые ____________.

Китайская пословица:

Взаимопомощь и бедняков сделает __________________________________.

Уйгурская пословица:

Друг тот, кто помогает в _________.

-О чем пословицы?

-Чему учат нас пословицы разных народов?

-Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро у всех народов всегда приносит радость окружающим людям.

VII. Итог занятия.

-Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

-Придумайте в группе синквейн со словами: щедрость, милосердие.

-Почему щедрость и милосердие являются важными человеческими ценностями?

VIII. Домашнее задание.

Задание на выбор: 1. Найдите информацию о благотворительном фонде Чулпан Хаматовой.

2. Найдите пословицы и поговорки о щедрости и милосердии.

IX. Рефлексия.

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.

- У вас на столах остался последний конверт №5. Ваша задача оценить свою деятельность на уроке.

Зеленый листик – на уроке я узнал много полезного

Желтый листик – было интересно, но остались вопросы

Красный листик - тема урока была сложной для моего понимания.

-Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!