Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Касаткина Жанна Александровна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад №101»,
РМ, город Саранск
Работа с одарёнными детьми в детском саду
Меня зовут Жанна Александровна и тема моего сегодняшнего выступления «Работа с одарёнными детьми в детском саду»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому разрешить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
Динамика социально-экономической и общественной жизни Российского государства свидетельствуют о возрастающей необходимости анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает проблема детской одаренности. Работа с одаренными детьми становится приоритетной.
Развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В любой группе детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими.
Что же это такое одарённость? Это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок кто он? Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющий стихийный, самодеятельный характер.
В нашем детском саду мы выявляем одарённых детей следующими способами:
Анкетирование и беседа с родителями
Наблюдение за деятельностью детей
Изучение психологических особенностей
Приобщение ребенка к выявленной группе одаренности
Создаём благоприятные условия для развития.
Кто именно проводит всестороннюю работу по воспитанию и развитию детей?
Воспитатели, в тесном сотрудничестве с родителями, педагогом-психологом (проводит тестирование, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию и старший воспитатель.
По каким признакам определяется одарённый ребёнок?
Быстрее овладевает навыками самообслуживания.
Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задаёт множество вопросов.
Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.
Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.
Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.
Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.
Склонен к серьёзным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.
Легко отгадывает загадки и может придумывать сам.
Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.
Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.
Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.
Не выносит глупости.
Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает постель, убирает в комнате, и т. п.
Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному, лингвистические способности.
Выявив одаренных детей, ставим перед собой следующие цели и задачи:
- Учить детей действовать самостоятельно, независимо. Избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативы детей.
Не делать за них то, что они могут делать самостоятельно.
Максимально насыщать жизнь детей игрой.
Радоваться результатам детского творчества.
Не спешить с вынесением суждений.
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; анализировать и синтезировать, классифицировать и обобщать информацию.
Открывать возможность детскому экспериментированию.
Развивать природную любознательность ребят, формировать активное отношение к окружающему миру.
Главная задача поддержать умную неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир. Важная роль в этом принадлежит психологу. Именно тесное сотрудничество психолога, педагогов и родителей помогает нам осуществлять комплексный подход к диагностике и развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка.
Первое направление работы нашего коллектива – знакомство педагогов, родителей с психологическими особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
Второе направление работы – отслеживание и определение актуального и прогнозируемого уровня развития способностей детей. Основная форма работы –использование комплекса диагностических методик: для психолога, для педагогов, для родителей.
В результате диагностики мы получаем интеллектуально-творческий портрет каждого ребёнка. Это помогает разработать конкретные рекомендации по оптимизации учебно – воспитательной работы. Ориентируясь на них, мы выстраиваем индивидуальную работу с ребёнком.
Третье направление работы – развивающее. Оно включает в себя: ежедневные развивающие занятия, различные детские конкурсы, праздники на которых присутствуют родители, это даёт возможность детям приобрести первый опыт интеллектуальных соревнований, а родителям познакомиться с практическими методами и приёмами развития умственных и творческих способностей детей.
Виды одарённости:
Интеллектуальная
Музыкальная
Творческая
Артистическая
Литературная
Техническая
Спортивная
Для развития интеллектуальных способностей наш сад оснащён различным оборудованием и пособиями. Часть из которых представлена вашему вниманию – это кубики «Сложи узор», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Волшебный мешочек» с объёмными геометрическими фигурами, «Танграм», «Головоломка Пифагора», математический планшет Воскобовича и многие другие.
Для развития творческих способностей тоже огромный арсенал пособий: разнообразные мольберты, краски: гуашь, акварель, пальчиковые (для малышей, карандаши, восковые мелки, масляная пастель, в сенсорной комнате находиться космический не просыпаемый песок, всевозможные виды бумаги (разных цветов, размеров и текстуры, и т. д. В работе с детьми на ряду с традиционными используем и не традиционные методики. На базе нашего сада работает художественный кружок «Волшебные краски».
У нас имеются практически все виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный; есть прекрасный уголок театрализованной деятельности; игры драматизации. Так же проводит свою работу театрализованный кружок «Золотой ключик».
Наши воспитанники являются участниками, призёрами и победителями всех литературных конкурсов, проходящих в нашем районе.
Имеется компьютерный класс, оснащённый ноутбуками с установленными на них специальными программами, детям очень нравиться конструктор «Электрик» и вообще все виды конструкторов.
Великолепный спортивный зал, с сухим бассейном, шведской стенкой, различные мягкие модули, мячи «Футбол», огромное количество обычных мячей, скакалки. На групповых участках имеются ворота для футбола, корзины для игры баскетбол, турники разной высоты, различные перелазы, ракетки для «Бадминтона» и т. п.
И с радостью мы можем отметить, что благодаря всем вышеперечисленным условиям количество одарённых детей с каждым годом увеличивается.
Этому мы очень рады! Надеемся, что их количество будет и впредь расти.

Март 2021