Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Поликарпова Е.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-РЕСУРСОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Поликарпова Елена Юрьевна
учитель начальных классов, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец

Библиографическое описание: Поликарпова Е.Ю. Использование мультимедиа-ресурсов как одно из условий обучения детей с ОВЗ по слуху на уроках математики // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

В условиях нового информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Анализ наблюдений и исследований позволяет сделать вывод, что качество обучения математике школьников, имеющих нарушения слуха, отрицательное влияние оказывают следующие моменты:

- у обучающихся недостаточно развиты навыки работы с информацией: поиск, систематизация, сравнение, анализ и синтез;

- ведущий тип учебной деятельности учеников – репродуктивный;

- знания части школьников зачастую оторваны от жизни;

- у большинства учащихся отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Информационно-коммуникативные технологии при правильном подходе содействуют решению данных проблем. В настоящее время техническое оснащение школы-интерната и квалификация педагогов позволяют с помощью компьютерных приложений создавать цифровые образовательные ресурсы – отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы. Выход в Интернет одновременно с нескольких компьютеров дает возможность использовать на уроках интерактивные тесты, расположенные на образовательных порталах. Цифровые ресурсы применяются для организации как фронтальной, так и индивидуальной работы на уроках математики. Использование мультимедиаресурсов делает процесс обучения ярким и увлекательным благодаря богатству анимационных возможностей и новизны такой формы работы для учащихся; эффективно решает проблему наглядности обучения, делая учебный материал более понятным и доступным для учащихся с нарушением слуха; содействует концентрации визуального внимания учащихся на особо значимых моментах учебного материала; обеспечивает индивидуальный подход в обучении; помогает сэкономить время на уроке при введении и закреплении новых понятий, осуществлять контроль, способствует совершенствованию навыков самоконтроля благодаря наличию обратной связи; позволяет организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, проектирование, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

ЦОРы используются на всех этапах обучения. При объяснении нового материала ресурсы помогают организовать знакомство с новой информацией через систему заданий, в процессе выполнения которых ученики получают возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя познакомить с новым свойством, сформулировать правило; подать новый материал в яркой образной форме, способствующей повышению успешности материала; эффективно использовать время урока, демонстрируя образцы записи решений, таблицы, рисунку и т.п. тексты слайдов представляются короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во-первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во-вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепит новый материал.

Наиболее сложными элементами курса математики для слабослышащих детей являются обучение решению текстовых задач и формирование абстрактных понятий. Обучающиеся испытывают ощутимые трудности при анализе текстов задач. Учащимся сложно понять сюжет задачи и соотнести его с алгоритмом решения. Использование ЦОР позволяет школьникам при разборе условия видеть на экране не только статистическую картинку, соответствующую сюжету задачи, но и поэтапное иллюстрирование всей задачи. Разбирая условие задачи, дети видят на экране иллюстрацию к каждой фразе.

Кроме этого, с помощью управляющих кнопок они всегда могут вернуться на необходимый слайд. ЦОРы представляют собой последовательность слайдов, или «электронных страниц». При этом алгоритмы построения ЦОР, их структура, могут задаваться произвольно, так, как этого требует план конкретного урока. Таким образом, изложение учебного материала выстраивается в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей, учитывается необходимость многократного повторения и возврата к предыдущему материалу, при этом соблюдается принципы преемственности, последовательности и повторяемости при закреплении изученного материала одной из проблем является отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров: скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается; в процессе повторения и закрепления знаний требуется большое количество похожих примеров; нужны ответа и образцы решений, которые ученик может самостоятельно просмотреть. Для решения данной проблемы на уроках математики используется интерактивное тестирование. На образовательных порталах расположены контрольные измерительные материалы и открытые сегменты банков текстовых заданий. Открыв тренировочный тематический «зачёт», ученик получает возможность ознакомиться с условиями всех входящих в него заданий, выполнить каждое из них и проверить результаты выполнения зачета в целом или по каждому заданию отдельно. При проверке текстовых заданий у обучающихся есть возможность сравнить свой ответ с правильным. Использование интерактивных тестов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствуют организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения.

Анализ результатов обученности учащихся с нарушением слуха свидетельствует о значительных преимуществах цифровых образовательных ресурсов перед традиционными технологиями обучения.

Библиографический список

1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2002 – №1.

2. Кехтер, Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов инфомационно - коммуникационных технологий / Т.А. Кехтер. – 2004 -155 с.

3. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.- 288 с.