учитель начальных классов
МБОУ «Модутская средняя общеобразовательная школа», Намский улус, Республика Саха (Якутия)
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей и родителей - воспитание чувства уважения и гордости к своей земле. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Актуальность темы работы заключается в том, что каждый человек, где бы он ни родился и не жил, может много нового и нужного узнать о своих родственниках, если займется изучением своей родословной. Эта огромная работа, но крайне интересная и очень увлекательная.
Цель: формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории своего края.
Задачи:
1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.
2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.
3.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.
4.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
5. Привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
Гипотеза: если учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это будет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Новизна: На сегодняшний день существуют работы, посвященные изучению родного края. Перед нами встала серьёзная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного наследия малой Родины. И мы решили изменить форму подачи информации в век информационных технологий через создание QR-коды, с помощью которой можно совершить виртуальную экскурсию, в этом заключается новизна нашей программы.
1. Краеведение
Любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного города, села, района, области не возникают сами по себе, а воспитываются. Краеведение - по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, прекрасная школа для такого воспитания.
Впервые в России научное определение краеведения было дано в «Академическом словаре русского языка» (1916 г.). В нем говорится, что это «Совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны преимущественно силами местного населения». С тех пор это определение повторяется во многих энциклопедиях, словарях и научных работах. Так, например, в современном «Педагогическом энциклопедическом словаре» школьное краеведение определяется как изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности. Причем под изучением края, как правило, понимается получение учащимися знаний о крае из различных источников. В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами». В `Малом академическом словаре - `краеведение - совокупность знаний о том или другом крае (в 3 знач.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п. В `Толковом словаре Ефремовой` - 1) Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-либо крае. 2) Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.[3].
Современные ученые Н. А. Даринский, Л.Г.Кривоносова, рассматривали краеведение как фактор воспитания. Они считали, что школьное краеведение – это важнейший фактор идейно-политического, морального, трудового, эстетичного, экологического и физического воспитания учеников, что оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учеников, вовлекает в творческую деятельность, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Великий ученый, педагог К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Для ученика формирование краеведческих знаний — способ расширить кругозор, так как углубленное изучение состояния одного небольшого края происходит в сравнении обычно со всей страной или со всем цивилизованным пространством, кроме того, знание одного края пробуждает интерес к другим регионам и к Земле в целом.
2. Краеведение в начальной школе
Школьное краеведение осуществляется учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий формирования краеведческих знаний – руководящее участие в нем учителя, исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей. Педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты по формированию краеведческих знаний у учащихся во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирования гражданской идентичности. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим, связывающим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с родителями.
3. Работа с родителями
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
На сегодняшний день основной целью системы работы образовательной организации с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Новизна заключается в том, что мы даем родителям возможность:
· проявить инициативу самим;
· прочувствовать значимость коллективной творческой деятельности в процессе воспитания детей.
Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.
Результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских собраниях или отсутствие жалоб на работу классного руководителя, что сейчас прослеживается в рейтинге и оценочном листе педагога; а реальное изменение отношений родителей к своему ребенку, искренняя заинтересованность в детских неудачах, успехах, маленьких победах, постоянное участие родителей в школьной жизни своего ребенка – все то, что действительно трудно измерить, но можно понять, почувствовать маленькими штрихами в вечном треугольнике «учитель-ученик - родитель».
4. Программа внеурочной деятельности «По родным тропинкам»
По итогам анкетирования (приложение1) мы узнали, что многие родители моих учеников родом из разных улусов, которые славятся своими традициями и известными людьми своего улуса и республики.
Для реализации данных задач совместно с родителями была разработана программа по внеурочной деятельности «По родным тропинкам». Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология, математика, литературное чтение, культура народов Республики Саха (Якутия). Срок обучения – 4 года. Курс обучения – 34 часа в год, 1час в неделю. Содержание и последовательность изложения материала подобраны таким образом, чтобы дети могли, начиная с самого простого теоретического материала, постепенно осваивать более сложные темы. Итоговое занятие по окончанию каждого года – своеобразный отчет обучающихся о проделанной работе, выставка творческих работ, смотр знаний, участие в научно-практических конференциях. Программа состоит из 4 этапов:
1 этап – 1 год обучения (1 класс) «Геральдика»
Цель: Формировать у детей представления о символике; познакомить детей с гербами улусов Якутии; развивать умение соотносить изображение герба с названием улуса.
Задачи: 1. Приобщение школьников к Государственной символике.
2. Помочь детям понять, осмыслить их происхождение, значение.
3. Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, интерес к своей стране, чувство гордости.
4. Развивать внимание, связную речь, наблюдательности, кругозор
2 этап – 2 год обучения (2 класс) «Писатели Якутии»
Цели: Познакомить ребят с жизнью писателей Якутии и их произведениями.
Задачи: 1. Углублять знания детей о национальной культуре якутов.
2. Развивать умение слушать произведения якутских писателей.
3. Способствовать повышению уровня творческой активности кругозора учащихся.
3 этап – 3 год обучения (3 класс) «Музеи улусов»
Цель: Активизация духовно-нравственной и культурно-историче-ской преемственности поколений. Формирование способности к духовному развитию, укрепление нравственности обогащение и углубление знаний, привитие интереса детей к истории, раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
Задачи: 1. В увлекательной форме познакомить с историей создания музеев.
2. Развивать художественно-эстетический вкус, развить чувство патриотизма и гражданской ответственности, любви к природе.
3. Воспитать бережное отношение к своей истории, к природе, к культурному наследию нашей Родины.
4 этап - 4 год обучения (4 класс) «Выпуск краеведческого сборника»
Цель: Размещение материала сборника на страницах краеведческого сайта.
Задачи: 1. Сбор информации и оформление работы в виде интерактивного стенда «Маленькая история», где будет краткая информация об улусе, о гербе улуса, о знаменитых людях из этого улуса, где ребята и, вообще заинтересованные люди, могут по одному клику на QR-код, используя свои смартфоны, могут узнать очень много интересной информации.
Мы далее собрали очень много информации и оформили нашу работу в виде интерактивного стенда «По родным тропинкам», где будет краткая информацию об улусе, о гербе улуса, о знаменитых людях из этого улуса, где ребята и, вообще заинтересованные люди, могут по одному клику на QR-код, используя свои смартфоны, могут узнать очень много интересной информации.
Ожидаемые результаты:
Работа по данному направлению будет способствовать:
- формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю;
- формирования нравственной личности гражданина и патриота России;
- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- распространению краеведческих сведений через печатные и электронные источники информации;
- привлечению родителей к проведению совместных праздников, занятий, ярмарок семейного творчества, исследовательской деятельности и т.д.
Заключение
Педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Реализация данной программы дает возможность:
ü продуктивно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей,
ü сделать родителей союзниками в воспитании детей,
ü повысить эффективность дальнейшего воспитательного процесса.
В результате:
ü увеличились показатели родительской активности в воспитательном процесс,
ü родители помогают готовить совместные мероприятия с детьми и сами в них принимают участие,
ü существенно изменилась позиция некоторых семей по отношению к школе,
ü успешно реализовано содержание основных направлений воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений.
Сотрудничество родителей и школы способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в образовательной организации.