Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Сошникова О.Н. КОНСПЕКТ АМО-ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (4 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Сошникова О.Н. Конспект АМО-занятия по изобразительному искусству (4 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

Класс: 4 (10 - 11 лет)

Продолжительность занятия: 2 занятия по 40 минут

Тема занятия: Первобытное искусство

Тип занятия – открытие новых знаний и освоение новых умений

Цель занятия:

Создать условия для знакомства учащихся с наскальной живописью первобытных людей. Развить умение рисовать по мотивам древней наскальной живописи.

Задачи:

1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить уже имеющиеся у учащихся знания о прежде используемых художественных терминах (контраст, образ, контур, силуэт, фактура, линия, штрих, графические средства выразительности, композиция)

2. Организовать работу в группах.

3. Создать на занятии позитивную творческую атмосферу, способствующую реализации творческих способностей детей.

Планируемые результаты.

Предметные:

· Знакомство с разными приемами рисования в стиле первобытного человека;

· Приобрести опыт рисования по крафт – бумаге;

· Изображение людей и животных с опорой на презентационный материал;

· Обогащение опыта создания композиции по собственному замыслу;

· Совершенствование умений и навыков при работе с художественными материалами;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

· Принимать и сохранять учебную задачу;

· Организовывать рабочее место;

· Уметь строить самостоятельную работу;

· Планировать необходимые действия и операции;

· Контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы;

· Адекватно оценивать свою работу, осознавать трудности и искать пути их преодоления;

Познавательные УУД

· Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению высоких результатов своей работы;

· Совершенствовать своё творческое видение: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и использовать их для решения учебных задач;

Коммуникативные УУД

· Вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе;

Личностные УУД

· Развитие способности к художественному познанию мира;

· Формирование уважительного отношения к первобытному искусству;

· Реализация потребности учащихся в творчестве;

Оборудование урока:

Для учителя: изображения наскальных рисунков на слайдах; ИКТ презентация; показ этапов выполнения изображения на доске;

Для учащихся: графические (цветные карандаши, восковые мелки) и живописные (гуашь, кисть) материалы; упаковочная крафт - бумага, палитра, тряпочка, баночка с водой.

Словарная работа: петроглифы, примитивизм, наскальная живопись;

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:

Учащиеся 4 класса относятся к младшему школьному возрасту (10 - 11 лет), в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность и игровая по прежнему являются ведущими.

У детей есть склонность к фантазированию.

Физические

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Поэтому во время занятия включена физкультминутка.

Интеллектуальные

1.Нравится исследовать всё, что незнакомо.

2.Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.

3.Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растёт. Поэтому занятие строится через призму исторических экскурсий в прошлое. Кроме того возможно после занятия, дети захотят расширить границу этой темы и найти дополнительную информацию по теме, дома в книге, интернете.

Эмоциональные.

1.Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.

2.Свободно выражает свои эмоции.

3.Начинает развиваться чувство юмора.

Во время занятия отводится время диалогу, свободному высказыванию детей по теме. Внимание обращается на выражение терпимости к высказываниям других.

Учим уважать права и чувства других людей.

Социальные.

Ребенок начинает быть самостоятельным. Поддерживаем самостоятельность во время практической работы.

Духовные.

1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.

2. Нравятся захватывающие рассказы.

Нужно познакомить детей с людьми прошлого времени, с их чувствами, устремлениями, поступками.

План урока

1. Орг. Момент (2мин.)

2. Вхождение в тему (3мин.)

3. Постановка цели и задач (2мин.)

4. Выявление ожиданий и опасений детей от занятия (5мин.)

5. Основная часть.

1. Инпут (17 мин.)

2. Физкультминутка (8мин.)

3. Практическая часть (30мин.)

6. Выставка работ учащихся (5мин.)

7. Рефлексия (5мин.)

8. Итог урока (3мин.)

Ход урока.

1. Орг. момент

"Здороваемся глазами"

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

«Улыбнемся друг другу»

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

Для подготовленной аудитории можно в это приветствие добавить еще один элемент:

А теперь все хором, дружно отвечаем на мои вопросы:

- Вы пришли на ИЗО?

- Мы пришли на ИЗО!

- Вы пришли рисовать?

- Мы пришли рисовать!

- Рисовать научимся?

- Рисовать научимся!

- И всё у вас получится?

- И всё у нас получится!

2. Вхождение в тему.

Метод «Прослушивание стихотворения». Определение темы занятия.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите, какая тема нашего занятия сегодня.

Когда – то давно в первобытное время,

В пещере жило первобытное племя,

Под сводом пещеры угли догорали

В кругу все сидели и рассуждали,

Как солнце сегодня садилось за лесом,

За звёздами надо следить с интересом,

Охота зависит всегда от погоды

И знать очень важно явления природы,

Охотясь на мамонтов

Жизнью рискуем

Сюжеты из жизни на стенах рисуем.

Автор Девяткова Л. П.

Ответы детей. Определение темы занятия.

3. Постановка цели и задач

Итак, тема занятия сегодня – наскальная живопись первобытных людей. И мы попробуем сегодня разобраться в этой теме и нарисуем рисунки, имитирующие древнюю наскальную живопись.

4. Выявление ожиданий и опасений детей от занятия. Определение возможных трудностей и ожиданий детей для обеспечения качественных результатов работы.

- У вас на партах солнышки и тучки. Поднимите солнышки те, кто считает, что у него на занятии всё получится. А тучки те, кто чего – то опасается.

Кто поднял, тучки объясните, чего вы опасаетесь.

5. Основная часть.

1. Инпут.

Сегодня мы отправимся в путешествие в то время, когда жили первобытные люди.

Первобытное искусство – это то, что было с «начала бытия». Это было таинственное прошлое, полное таинственных сил. Эти силы проявляли своё могущество сменяющимися жарой и холодом, грозами и солнечными затмениями. Человек полностью зависел от сил природы.

Что мы можем знать о жизни первобытного человека. Больше всего мы узнаём из рисунков, оставленных на стенах пещер.

Сегодня мы поговорим о наскальной живописи.

Но прежде нам нужно разобраться в том, кто такие первобытные люди.

Работа по группам.

Весь состав учащихся делится на группы. Каждая группа получает листок с информацией по теме. Детям предстоит познакомиться с информацией, переработать её и изложить самое главное из прочитанного всем остальным. Для облегчения изложения материала, детям предлагается воспользоваться карточками – помощниками с приготовленными фразами.

Работа идёт в форме группового сообщения.

1. Кто такие первобытные люди и как они выглядели.

Древнейшие люди жили в странах, где не бывает морозов и холодных зим.

Например, при раскопках в Восточной Африке учёные находят черепа и кости людей, живших миллионы лет назад. По этим находкам можно восстановить, как выглядел первобытный человек. Он напоминал обезьяну, у него было грубое лицо с широким носом, выступающие вперёд челюсти. Походка не вполне прямая, а прыгающая. Люди ещё не умели разговаривать. Они общались между собой при помощи разных звуков. Жили группами. Занимались собирательством кореньев, ягод, яиц птиц.

Потом овладели огнём. Запылали костры, научились жарить мясо, менялся облик людей. Возникла речь. Мужчины стали заниматься охотой, появились лук и стрелы. Люди стали шить одежду из шкур убитых животных.

Карточка помощник.

1. Мы узнали, что первобытный человек выглядел так…

2. Мы узнали, что основными занятиями были…

2. Появление наскальной живописи.

Первобытные люди стали оставлять рисунки на стенах пещер. Расцвет первобытного искусства приходился на VI – VII век до н. э.

Древнейшим художникам удавалось передавать облик и характер зверей, на которых они охотились. Оленей рисовали чуткими, изящными, коней быстрыми, мамонтов массивными. Изображали зверей поражёнными копьями, истекающих кровью. Мамонтов, попавших в ловушку.

В древних рисунках много загадок. Например, зачем художники помещали рисунки в труднодоступных местах, в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи света? Первобытные люди боялись грозы, пожаров, наводнений. Они считали, что между животным и его изображениям есть какая – то связь.

Например, если нарисовать бизонов, оленей и лошадей, думали люди, то они окажутся заколдованными и не уйдут из леса. А если нарисовать раненое животное, то это поможет добиться успеха на охоте. Разгадать смысл и назначение пещерной живописи, учёным помогло наблюдение за племенами, которые обитают в Австралии. Одно такое племя совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

Карточка помощник.

1. Мы узнали, что цель таких рисунков

2. Мы узнали, что животных изображали…

3. Мы удивились тому, что…

3.Основные местонахождения наскальных рисунков и как называются наскальные рисунки.

Древние наскальные изображения, высеченные на камне называются петроглифами.

В 1879 году в пещере Альтамира (Испания) археологом – любителем Марселино Саутоллой были найдены изображения бизонов. Кроме этой пещеры, очень известной признана пещера Ласко, находящаяся на юге Франции, росписи Тассили. Росписи Тассили находятся в Африке - в Алжире. Там находится крупнейший ансамбль наскальной живописи. Десятки тысяч изображений.

Карточка – помощник

1.Мы узнали, что основные местонахождения рисунков были…

2. Мы подумали, почему именно там…

3. Мы узнали, как называются наскальные рисунки…

4.Основные темы рисунков.

Первобытные люди рисовали сцены из мирной жизни – перегонку скота, людей, животных. Но чаще всего встречались сцены охоты.

Самые первые изображения – это отпечатки ладоней. Такими рисунками

Люди выражали своё отношение к происходящему вокруг.

-рисунки делали, чтобы удачной была охота;

-чтобы умилостивить животное;

-чтобы лучшие качества животных перешли к человеку;

Карточка - помощник

1. Мы узнали, что первобытные люди рисовали…

2.Мы подумали, что основные темы рисунка такие, потому что…

5. Материалы для рисования и способы рисования.

Для наскальных рисунков характерно отсутствие пропорций, простая примитивная техника изображения. Иногда просматривается простой сюжет охоты, нередко рисунки первобытных людей передавали движение. Примитивизм – от лат. «Первый, ранний». Примитивизм – стиль живописи, заключающийся в упрощении картины. Наскальные рисунки примитивны, очень просты. Люди использовали 2 способа нанесения рисунков – процарапывание острым предметом и нанесение рисунка краской.

Состав краски.

Краску делали из угля – поэтому рисунки были чёрным цветом. Из известняка – белым. Из крови убитого животного – бурым. Для связи добавляли соки растений, воду.

Карточка - помощник

1. Мы узнали, что такое примитивное изображение …

2. Мы узнали, что было 2 способа нанесения рисунков…

3. Мы узнали, что материалы для рисования были…

2. Физкультминутка.

Чтобы снять мышечную и эмоциональную усталость перед практической работой проводится разминка «Охотники и бизоны».

Когда я говорю «Охотники», вам нужно бежать на месте, как будто вы догоняете стадо бизонов. Когда я говорю «Бизоны», вам нужно присесть на корточки. С разными интервалами я говорю «Охотники и бизоны».

- Теперь глубоко вдохните, выдохните, разминка закончена. Можно приступать к работе.

Физкультминутка авторская.

3. Практическая работа.

Чтобы рисунки у вас сегодня были похожи на рисунки на стенах пещер, рисовать вы будете на упаковочной крафт – бумаге. Эта бумага коричневого цвета с неровной поверхностью поможет вам передать неровную фактуру стен в пещере. Для лучшего эффекта бумагу можно ещё немного смять.

Начнёте рисование вы с того, что сделаете отпечаток ладони. Такой отпечаток можно сделать 2 способами.

1. Обводите руку, оставляя её светлой, вокруг раскрашиваете фон.

2. Обводите руку, затемняете отпечаток, оставляя фон светлым.

Теперь закройте глаза и представьте, что вы человек из тех, древних времён. И вы, сидя у костра в пещере, хотите передать в рисунке, накопившиеся за день эмоции. Что каждого из вас взволновало в этот день больше всего, что хотите вы запечатлеть на долгие века, передать потомкам. Прежде чем вы начнёте рисовать, нужно продумать композицию рисунка. Скажите, как выделить в рисунке главное.

- Главное нужно расположить в центре;

- Выделить цветом, или размером, или формой;

- Дополняющие рисунок элементы могут быть более мелкими, расположенными по краям;

Индивидуальная работа над рисунком;

6. Выставка работ учащихся.

Все работы вывешиваются на доску. Рассматриваем все работы.

У вас получились работы, похожие на рисунки первобытных людей.

Как вы думаете, за счёт чего есть такой эффект.

(Ответы детей)

-за счёт использования крафт – бумаги, за счёт чего рисунки становятся похожими на изображения на стенах пещер;

- рисунки похожи на технику примитивизма и вы также постарались это передать;

7. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что вас очень удивило?

- Понравилось ли вам такое рисование?

- Какие были трудности при рисовании?

- Кто поднимал тучку, скажите, столкнулись ли вы с трудностями в работе?

- Кто поднимал солнышко, всё ли получилось?

8. Итог занятия.

Вы сегодня много потрудились. Узнали о том, как жили первобытные люди, выяснили, что такое наскальная живопись. Узнали, что такое петроглифы. И вы сами попробовали сделать рисунки по мотивам наскальной живописи. Я желаю вам дальнейших творческих успехов. До новых встреч!

Список использованной литературы

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества учеб. Для студентов вузов по спец. «История» / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 350, [2] с.:ил. – (Высшая школа).

2. Шер Я. А. Первобытное искусство: учеб.пособие / Я. А. Шер; при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 351 с.

3. Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб: «Азбука Классика». 2008. 592с.

4. Мириманов В. Б. Малая история искусств, Первобытное и традиционное искусство. / Москва, Искусство, 1973

5. Попов, Е. А. Мировая художественная культура и искусство: От первобытности до Возрождения: учеб, пособие / Е. А. Попов; М – во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун – т. – Екатеринбург: Изд – во Урал. Ун – та, 2018. – 156 с.