воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 25 г. Орла», г. Орёл
Важной потребностью человека является безопасность жизни и охрана его здоровья. Основная миссия взрослого, которая заложена природой это защита ребёнка. Количество пожаров от детской шалости с огнем растет. На пожарах погибают дети, целые семьи, уничтожаются материальные ценности, дома.
Отсутствие у детей навыков осторожного обращения с огнем, понимания опасности огня, становится причиной пожароопасных ситуаций, а также недостаточный контроль за поведением детей, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Детям нужно не только помогать избегать опасных ситуаций, но и прививать навык правильного поведения себя в них. Уже с первых лет жизни необходимо прививать ребёнку элементарные нормы пожарной безопасности в быту. Задачи воспитателя – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребёнка необходимыми знаниями, сформулировать основу - фундамент с учётом их возраста. Важной целью изучения правил противопожарной безопасности для детей является усвоение ими элементарных правил, связанных с возможной угрозой пожара, а также формирование такого типа поведения, при котором эта угроза становится минимальной.
Ознакомление с правилами пожарной безопасности, правилами поведения в пожароопасных ситуациях проводимая среди детей, должна отличаться от той, которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный «максимализм» в изображении чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее. Необходимо учитывать как возрастные особенности детей, так и проводить тщательный отбор материала, представляемого ребенку.
При формировании опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста необходимо учитывать педагогические условия: тщательный отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения; применять поэтапную методику, обеспечивающую единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка; организовывать тесное сотрудничество между педагогами и родителями в данном направлении. Двигаясь в этом направлении, необходимо дошкольникам разъяснить, представить опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому, окружающим, природе, животному миру; причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности; последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти. Формирование у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности происходит с учетом целей и задач:
научить детей выполнять правила пожарной безопасности;
научить пользоваться первичными средствами пожаротушения;
создать у ребенка психологическую готовность к эвакуации, к тушению огня первичными средствами тушения и умение ориентироваться в горящей комнате;
сформировать у детей интерес к профессии пожарного;
сформировать у детей следующие качества: память, воображение, логическое мышление, внимание, наблюдательность, необходимые для успешной работы в школе. Для реализации целей и задач можно использовать различные формы профилактической работы с детьми в ДОУ, например, беседы, основанные на опыте детей, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой, тренинги, викторины, конкурсы, чтение художественной литературы и т.д.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные, ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы в будущем. А так как ведущий вид деятельности дошкольников — это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущей деятельностью дошкольников. В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и его можно избежать, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Огромная роль отводится ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. Поэтому игра является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности растущего человека. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного воспитателем сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем.
Театрализованная игра – это самый распространенный и многогранный вид детского творчества. Ребенку дошкольного возраста она очень доступна, близка, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности, которые получает ребенок в театрализованной игре очень емкие. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Игровые ситуации в воспитательно-образовательном процессе помогают детям получать необходимые знания, концентрироваться на ключевых моментах, анализировать полученную информацию, делать соответствующие выводы.
Организуя работу с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их психологические, физические особенности: быстрая утомляемость и переключение внимания, впечатлительность, активность и склонность к подражанию. Систематическая деятельность взрослых, направленная на формирование основ пожарной безопасности детей, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде. Дети получат знания по правилам пожарной безопасности, познакомятся с первичными средствами пожаротушения, научатся распознавать и оценивать ситуацию, определять способы защиты от огня. Формирование основ пожарной безопасности детей должно носить не временный, а постоянный характер.