Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Иванова Л.Л. НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Иванова Лидия Леонидовна
воспитатель, "Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ № 1" Минобразования Чувашии, Чувашская Республика, г. Цивильск

Библиографическое описание: Иванова Л.Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей в школе-интернате // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

В наши дни к проблеме нравственно-патриотического воспитания должно быть повышенное внимание. Помимо приобретаемых знаний, как я считаю, необходимо вложить в ребят ещё и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всём жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими, быть патриотами своей Родины.

Свою работу строю так, чтобы моральные нормы перешли во внутренние убеждения личности, установки к действию. Моя задача, как воспитателя, научить детей добру, уверенности в себе, умению наслаждаться этим миром. Всё это настроит ребят на новую жизненную позицию в мире взрослых, где существуют свои нормы и требования.

Итак, перед нами стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Нельзя не согласиться, что способствовать формированию у молодёжи любви к Родине, привитие любому ребенку любви и уважения к своей семье, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. В процессе воспитания ребят в условиях школы-интерната больше внимания я уделяю мероприятиям, которые ближе знакомят детей с историей родного края и его культурой.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своего народа. Экскурсия обеспечивает изучение предметов и явлений в их естественной обстановке. Перед каждой экскурсией с детьми проводится вступительная беседа. Учащиеся должны знать куда пойдут и зачем. Прежде всего перед учениками надо поставить цель экскурсии. Это сосредотачивает внимание учащихся на изучение именно этого вопроса. Это исключает неорганизованность.

Все методы наглядного обучения вызывают необходимость фиксации материала в речи, будят настоятельную потребность в речи. И наблюдения, и экскурсии, вызывая живые впечатления, создают у детей с нарушениями слуха потребность выразить наблюдаемое в словах. Они задают множество вопросов: «Что это?», «Как называется?» и другие. В этом особая ценность всех методов наглядного обучения в школе для детей с нарушениями слуха.

Ежегодно с целью привития любви к родному краю, природе родных мест, на примерах истории и культуры Цивильского края мы с детьми посещаем историко-краеведческий музей г. Цивильска. Дети любят туда ходить. И ведь это не просто так. Ребята вспоминают прошлые свои посещения, сравнивают, обсуждают перемены. Экскурсовод рассказывает очень интересно и доступно для понимания детей. В музее накоплен большой материал по истории родного края, Великой Отечественной войне, современной истории нашего края. Особенно заинтересовали молодых посетителей старинные орудия труда, одежда, инвентарь, посуда, о которых они слышали от педагогов школы, бабушек и дедушек.

В рамках месячника патриотического воспитания, оборонно-массовой и спортивной работы «Моё Отечество» мы с детьми посетили Чувашский национальный музей. Содержательным было знакомство с экспозицией выставки «Ты мне снишься ночами, Афган». Экскурсовод очень ярко рассказал обо всех этапах необъявленной Афганской войны, которая унесла 115 жизней молодых чувашских парней. Ещё четверо считаются пропавшими без вести. Выставка богата военными экспонатами, документами участников войны и их фотографиями, что вызвало живой интерес у маленьких посетителей - мальчиков.

Музей воинской Славы Чувашской Республики в настоящее время является центром героико-патриотического, интернационального и нравственного воспитания молодежи. В 6 залах музея представлены подлинные документы и фотографии, комплексы личных вещей, письма, награды участников Великой Отечественной войны. Побывав на уроке «Почувствуй себя солдатом!», мальчики много узнали о присяге, о военных годах, о сражениях и о жизни людей в военное время. Они сами попробовали собрать солдатскую котомку с необходимыми предметами. Настроение последних дней войны и Великой Победы попытались понять у диорамы «Штурм Рейхстага» и фотопанорамы «Парад Победы 24 июня 1945 года». Каждый попробовал сложить солдатское письмо. Поход в музей – это всегда увлекательное путешествие в интересный и удивительный мир познания. Посещение главного музея республики оставило неизгладимый след в душе каждого.

Состоялась экскурсия в Мариинский Посад. Посетив малые города, невольно приходишь к мысли, что они похожи: чистые улочки, старые двухэтажные купеческие дома, ухоженные палисадники, размеренная провинциальная жизнь…Но каждая из них имеет свои особенности. Отличительной чертой Мариинского Посада можно считать то, что именно этот город соизволила посетить императрица Екатерина Великая, проплывавшая по Волге и удивленная встречей местных жителей. Государыня вышла на волжский берег, и в её честь на берегу, на горе был устроен пир. Сегодня «Государева гора» является одной из достопримечательностей города и любимым местом отдыха горожан. Покровительницей же города считается другая императрица, Мария Александровна, в честь которой Александр II переименовал село Сундырь на Мариинский Посад. Все это и многое другое наши воспитанники узнали из рассказа сотрудников музея, которые познакомили молодых посетителей с интереснейшими экспонатами музея купеческого, мещанского и крестьянского быта. Музей находится в бывшем особняке купца Сапожникова. Интересно отметить, купец переехал в Мариинский Посад из Цивильска, потому что в Мариинском Посаде ярмарок в году было две. Старинная мебель, фисгармония и другие предметы быта воссоздают атмосферу жизни большой и дружной купеческой семьи. В музее узнали об истории города, его знаменитых земляках, среди которых первый летчик из чуваш И.Ф. Скворцов, космонавт А.Г. Николаев, композиторы А.Н. Тогаев, А. Я.Эшпай, Г.Я. Хирбю, контр-адмиралы Серебренников, П.В. Галкин и другие. Экскурсия в музее прошла необычно: с театрализованными элементами, с чаепитием из старинного самовара с посадскими пряниками. Но самое интересное для всех было увидеть зубы и бивни мамонта, которые нашли в своих огородах местные жители и продолжают находить! При выезде из города педагоги и учащиеся увидели надпись: «Не обиженно жить» - девиз, которому всегда следуют жители удивительного города Мариинский Посад.

Ежегодно накануне 9 мая по плану у нас экскурсия в парк Победы. Около каждого памятника с детьми провожу беседу.

Экскурсия в Болдино, экскурсия в Шоршелы в музей космонавтики также имеют огромное значение для нравственно-патриотического воспитания детей.

В канун праздника добра, света и любви повсюду проходят торжественные мероприятия. В первый день весны в нашей школе мы провели совместный праздник «Леди и джентльмены», посвященный 23 февраля и 8 марта. Такое мероприятие – хороший повод для формирования у детей чувства гордости за славных защитников Отечества и воспитания доброты, нежности, любви к мамам, бабушкам и девочкам. Высказать слова уважения и благодарности своим учителям, воспитателям на сцену празднично оформленного актового зала вышли учащиеся школы. Они читали стихи, исполняли задорные танцы и душевные песни в честь любимых педагогов и работников школы. Далее состоялся конкурс между командами мальчиков и девочек. Ребята соревновались в умении правильно и быстро выполнять задания, проявлять находчивость и смекалку. Обе команды работали сплоченно, дружно, проявляли творчество и взаимовыручку.

День матери – праздник, который пробуждает в сердце каждого из нас нежные чувства к самому дорогому человеку на свете – матери. Мама – это не только добрые глаза, заботливое сердце, нежное дыхание и ласковые руки родного человека. Мама – это ангел-хранитель, всегда нас оберегающий от неприятностей и переживаний, это символ родительского дома. Несомненно, День матери – один из самых трогательных праздников, который празднуется в нашей школе, потому что каждый из нас с детства и на протяжении всей жизни несёт в своей душе единственный и неповторимый образ мамы, которая всё поймёт и простит, пожалеет, и будет любить беззаветно, несмотря ни на что. Ребята нашей школы старательно готовятся к этому дню. Они вместе со своими воспитателями учат стихотворения, с любовью и нежностью готовят подарки, рисунки, пишут SMS любимой маме.

В своей работе использую метод проектов. Данный вид деятельности занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач нравственно-патриотического воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Духовные способности человека раскрываются в процессе свободной творческой деятельности. Стараюсь привлекать детей в школьные кружки: «Техническое творчество», «Волшебная бумага», «Юный шахматист», «Творческая мастерская», «Автодело», «Умелые руки». Участвовали в республиканском творческом конкурсе «Жизнь дана на добрые дела», фотоконкурсе «Дарите людям доброту»

В ДК «Салют» г.Чебоксары наши дети принимали участие в республиканском фестивале творчества молодых инвалидов «Блуждающие звезды. Фестиваль «Блуждающие звёзды» является для участников стимулом к творчеству, а значит и к жизни. К жизни, где есть желание преодолеть себя, доказать всем, что твой недуг – всего лишь ошибка. Обучающиеся выступили с шуточной сценкой «На уроке физкультуры» и с песней в жестовом исполнении «Песня мамонтёнка». Ребята получили опыт общения с людьми, могли познакомиться друг с другом, обменяться мнениями, найти друзей, получили возможность проявить свои способности, свою социальную активность.

Вопросы экологического воспитания всегда остро стояли, и будут стоять в современном обществе. Особенно сейчас, когда во всем мире ярко выражена экологическая безответственность. Особое место в экологическом воспитании отводится школе, так как взаимодействие педагогов с воспитанниками предоставляет возможность школьникам понять как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека в природе, а также привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя в природе.

С этой целью проводятся тематические экскурсии «Друзья природы», «Деревья наших лесов», «Осень золотая», «Птицы зимой», «Весна, весна на улице», участие в республиканском конкурсе «Экопозитив - эконегатив», так же обращаю внимание детей на красоту родной природы. Проводила общешкольный праздник «Золотая осень». Каждый участник этого мероприятия показал своё творчество.

В классе было проведено увлекательное путешествие в мир природы, который таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Правильно и последовательно организованные формы работы: чтение стихов, ребус, кроссворд, отгадывание загадок, викторина, составление правил поведения в лесу, экологическая интеллектуальная и подвижная игры – все это способствовало развитию познавательного интереса к обитателям леса, развитию поисковой деятельности детей, способности к определению задач на основе поставленной проблемы. В течение всего занятия группы ребят работали живо, дружно, активно, сплоченно, выполняя разнообразные виды деятельности.

В группе проводились занятия, как «День семьи».

На занятии главное – думали, размышляли о том, что укрепляет семью, вспоминали пословицы и поговорки, рассматривали фотографии, составляли рассказы, и организовали выставку рисунков.

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

«Я хочу рассказать о…», «Я помню, я горжусь» с использованием портретов участников ВОВ.

Провожу внеклассное чтение на нравственно-патриотические темы.

С целью формирования ценностного отношения детей к своему здоровью проводились занятия «Мой выбор - здоровье», «Зимние виды спорта», «Профилактика гриппа», «Жизнь без наркотиков», и другие. Развивали устную связную речь детей на основе упражнений и заданий, рассказа по рисункам.

Дети участвовали в республиканском конкурсе поделок «Мой любимый вид спорта». Участвовала в работе КВД. Проводила «Весёлые старты», «Подвижные игры».

Чтобы дети имели представление о правонарушении, его видах и признаках проводились занятия на тему «О детских правонарушениях», «Виды правонарушений», «Я – личность. Каким быть?» Задачи ставились: формировать представление о том, что правонарушение карается законом. Воспитывать осознанное желание не нарушать правила поведения в школе, дома и на улице. Обсуждались разные ситуации.

В деле нравственно-патриотического воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. Я всегда планирую работу с родителями. Главная задача данной работы – направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей, воспитание гражданско-патриотических чувств, гармонию взаимоотношений семья - школа. В своей практике я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, Как уже отмечалось выше, родители участвуют в семейных проектах, помогают детям в подборе информации и оформлении. Дети участвовали в республиканском конкурсе детского рисунка «Мой самый счастливый день».Родители помогли детям подобрать краски.

Стало традицией приглашать родителей на классные часы, речевые встречи, на которых они рассказывают о своей профессии, о службе в армии, а также на праздники «Школа зажигает звёзды», «Здравствуй, Новый год», на занятия. Результаты работы представляются на родительском собрании. Таким образом, наши родители всегда в курсе всех классных дел, являются активными помощниками в проведении классных и школьных мероприятий. А успехи детей – результат нашей совместной работы.

Доброта, милосердие, уважение, честность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине вот те качества, которые я стараюсь воспитывать в своих учениках. Стремлюсь, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, ощутил радость успеха, уверенности в себе, потому что без этого невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Библиографический список

1. Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 32-33.

2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Сайт издательства «mosmetod.ru». [Электронный ресурс] URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе // Сайт издательства «www.verav.ru». [Электронный ресурс] URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11.